Рабочая программа воспитателя 2-3 лет на 2024-2025

Содержание
1. Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы образования.
1.3. Принципы реализации рабочей программы и организации
образовательного процесса.
1.4. Планируемые результаты освоения программы в группе раннего возраста
возрасте (к трем годам).
1.5. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.
2. Содержание образовательной деятельности в группе раннего возраста по
образовательным областям.
2.1. Содержание образовательной деятельности в части, формируемой
участниками образовательных отношений.
2.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся.
3. Психолого-педагогические условия реализации рабочей программы.
3.1.Формы работы с детьми в группе раннего возраста (2-3 лет).
3.2. Средства реализации рабочей программы
Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной
деятельности в группе раннего возраста.
Нормативное сопровождение.
Режим дня, планирование образовательной деятельности (сетка занятий).

2

3
3
4
5
5
24
25
26
26
28
28

30
31
32

Рабочая программа воспитателя второй группы раннего возраста (2-3 года)
Рабочая программа образования детей 2-3 лет разработана в соответствии с Федеральной
образовательной программой ДО и ФГОС ДО.
Рабочая программа образования детей старшей группы обеспечивает разностороннее
развитие детей в возрасте от 2 до 3 лет с учётом их возрастных и индивидуальных
особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному,
речевому, художественно-эстетическому и физическому.
Используются парциальные программы:
Часть, формируемая участниками ОО.
В области познавательное развитие, используется:
Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми2-3 лет». – М., ОЛМА Медиа Групп,
2015.
О.Э. Литвинова «Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста» -конспекты
совместной деятельности с детьми 2-3 лет, учебно-методическое пособие – СПб.: ООО
«Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
Цель программы: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей
российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи программы:

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;

обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности;

обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и
развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;

достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего
образования.
1.3. Принципы реализации рабочей программы и организации
процесса

образовательного

Рабочая программа образования детей 2-3 лет построена на следующих принципах ДО,
установленных ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей),
совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого,
раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе взрослые);
4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество ДОО с семьей;
3

7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в
различных видах деятельности;
9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
10) учёт этнокультурной ситуации развития детей.
1.4. Планируемые результаты освоения программы в раннем возрасте
Планируемые результаты в раннем возрасте (к трём годам):
- у ребёнка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения,
начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные
упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и
звуковому ориентирам; с желанием играет в подвижные игры;
- ребёнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет
простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и
тому подобное);
- ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;
- ребёнок проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им,
играет рядом;
- ребёнок понимает и выполняет простые поручения взрослого;
- ребёнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно
поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой последовательности
продвигаться к цели;
- ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые
предложения из 4-х слов и более, включённые в общение; может обращаться с вопросами и
просьбами;
- ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за
взрослым;
- ребёнок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображённые на них;
- ребёнок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в
основных пространственных и временных отношениях;
- ребёнок осуществляет поисковые и обследовательские действия;
- ребёнок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности; своё
имя, имена близких; демонстрирует первоначальные представления о населённом пункте, в
котором живёт (город, село и так далее);
- ребёнок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего
окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к
взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред
живым объектам;
- ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные
движения;
- ребёнок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;
- ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и
конструирования: может выполнять уже довольно сложные постройки (гараж, дорогу к
нему, забор) и играть с ними;
- рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепёшки;
- ребёнок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и
назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе;
- ребёнок в играх отображает действия окружающих («готовит обед», «ухаживает за
больным» и другое), воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и
4

социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания), заранее
определяет цель («Я буду лечить куклу»).
1.5. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Планируемые результаты освоения программы образования детей 2-3 лет заданы как
целевые ориентиры и представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка раннего возраста.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия
установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Освоение рабочей программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций
и итоговой аттестации обучающихся. Педагогическая диагностика направлена на оценку
индивидуального развития детей раннего возраста, на основе которой определяется
эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование.
Результаты
педагогической диагностики
(мониторинга) могут
использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Основным методом педагогической диагностики является наблюдение. Ориентирами для
наблюдения являются возрастные характеристики развития ребёнка. Они выступают как
обобщённые показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного
детства в соответствующих образовательных областях. Педагог наблюдает за поведением
ребёнка
в
деятельности
(игровой,
общении,
познавательно-исследовательской,
изобразительной, конструировании, двигательной), разных ситуациях (в режимных
процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей и
других ситуациях). В процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления
ребёнком личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует
реакции на успехи и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и тому подобное.
Фиксация данных наблюдения позволит педагогу выявить и проанализировать динамику в
развитии ребёнка на определённом возрастном этапе, а также скорректировать
образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка и
его потребностей.

2. Содержание работы по образовательным областям:
Образовательная
область
Социальнокоммуникативное
развитие

Задачи

Содержание

• поддерживать
эмоциональноположительное состояние
детей в период адаптации к
ДОО;
• развивать игровой опыт
ребёнка, помогая детям
отражать в игре
представления об
окружающей
действительности;
• поддерживать
доброжелательные

• Педагог поддерживает желание детей
познакомиться со сверстником, узнать
его имя, используя приемы поощрения и
одобрения. Оказывает помощь детям в
определении особенностей внешнего
вида мальчиков и девочек, их одежды,
причесок, предпочитаемых игрушек,
задает детям вопросы уточняющего или
проблемного характера, объясняет
отличительные признаки взрослых и
детей, используя наглядный материал и
повседневные жизненные ситуации.
Показывает и называет ребёнку

5

взаимоотношения детей,
развивать эмоциональную
отзывчивость в ходе
привлечения к конкретным
действиям помощи, заботы,
участия;
• формировать
элементарные
представления о людях
(взрослые, дети), их
внешнем виде, действиях,
одежде, о некоторых ярко
выраженных
эмоциональных состояниях
(радость, грусть), о семье и
ДОО;
• формировать первичные
представления ребёнка о
себе, о своем возрасте, поле,
о родителях (законных
представителях) и близких
членах семьи.

6

основные части тела и лица человека, его
действия. Поддерживает желание
ребёнка называть и различать основные
действия взрослых.
• Педагог знакомит детей с основными
эмоциями и чувствами человека,
обозначает их словом, демонстрирует их
проявление мимикой, жестами,
интонацией голоса. Предлагает детям
повторить слова, обозначающие
эмоциональное состояние человека,
предлагает детям задания, помогающие
закрепить представление об эмоциях, в
том числе их узнавание на картинках.
• Педагог рассматривает вместе с детьми
картинки с изображением семьи: детей,
родителей (законных представителей).
Поощряет стремление детей узнавать
членов семьи, называть их, рассказывает
детям о том, как члены семьи могут
заботиться друг о друге.
• Педагог поддерживает желание детей
познавать пространство своей группы,
узнавать вход в группу, её расположение
на этаже, педагогов, которые работают с
детьми. Рассматривает с детьми
пространство группы, назначение
каждого помещения, его наполнение,
помогает детям ориентироваться в
пространстве группы.
• Педагог поддерживает стремление
детей выполнять элементарные правила
поведения («можно», «нельзя»). Личным
показом демонстрирует правила
общения: здоровается, прощается,
говорит «спасибо», «пожалуйста»,
напоминает детям о важности
использования данных слов в процессе
общения со взрослыми и сверстниками,
поощряет инициативу и
самостоятельность ребёнка при
использовании «вежливых слов».
• Педагог использует приемы общения,
позволяющие детям проявлять внимание
к его словам и указаниям, поддерживает
желание ребёнка выполнять указания
взрослого, действовать по его примеру и
показу.
• Педагог организует детей на участие в
подвижных, музыкальных, сюжетных и
хороводных играх, поощряет их
активность и инициативность в ходе
участия в играх.

Познавательное
развитие

• Педагог формирует представление
детей о простых предметах своей
одежды, обозначает словами каждый
предмет одежды, рассказывает детям о
назначении предметов одежды, способах
их использования (надевание колготок,
футболок и тому подобное).
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной
области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на
приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья»,
«Человек»,
«Жизнь»,
«Милосердие»,
«Добро»,
«Дружба»,
«Сотрудничество», «Труд».
Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:
• воспитание уважения к своей семье, своему населенному пункту,
родному краю, своей стране;
• воспитание уважительного отношения к другим людям - детям и
взрослым (родителям (законным представителям), педагогам, соседям
и другим), вне зависимости от их этнической и национальной
принадлежности;
• воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего
народа, к нравственным и культурным традициям России;
• содействие становлению целостной картины мира, основанной на
представлениях о добре и зле, красоте и уродстве, правде и лжи;
• воспитание социальных чувств и навыков: способности к
сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения
соблюдать правила, активной личностной позиции;
• создание условий для возникновения у ребёнка нравственного,
социально значимого поступка, приобретения ребёнком опыта
милосердия и заботы;
• поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения
трудовой задачи;
• формирование способности бережно и уважительно относиться к
результатам своего труда и труда других людей.
1)
развивать
разные 1) Сенсорные эталоны и познавательные
виды
восприятия: действия:
зрительного,
слухового, • педагог демонстрирует детям и
осязательного, вкусового, включает их в деятельность на сравнение
обонятельного;
предметов и определение их сходства2)
развивать наглядно- различия, на подбор и группировку по
действенное мышление в заданному образцу (по цвету, форме,
процессе
решения величине). Побуждает и поощряет
познавательных
освоение
простейших
действий,
практических задач;
основанных на перестановке предметов,
3)
совершенствовать
изменении способа их расположения,
обследовательские
количества; на действия переливания,
действия: выделение цвета, пересыпания. Проводит игры- занятия с
формы,
величины
как использованием
предметов-орудий:
особых
признаков сачков, черпачков для выуживания из
предметов,
поощрять специальных емкостей с водой или без
сравнение предметов между воды шариков, плавающих игрушек,
собой по этим признакам и палочек со свисающим на веревке
количеству,
использовать магнитом для «ловли» на нее небольших
7

один предмет в качестве
образца, подбирая пары,
группы;
4)
формировать у детей
простейшие представления
о геометрических фигурах,
величине и количестве
предметов
на
основе
чувственного познания;
5)
развивать
первоначальные
представления о себе и
близких
людях,
эмоциональноположительное отношение
к членам семьи и людям
ближайшего окружения, о
деятельности взрослых;
6)
расширять
представления
о
населенном
пункте,
в
котором живет ребёнок, его
достопримечательностях,
эмоционально откликаться
на праздничное убранство
дома, ДОО;
7)
организовывать
взаимодействие
и
знакомить с животными и
растениями
ближайшего
окружения, их названиями,
строением
и
отличительными
особенностями, некоторыми
объектами
неживой
природы;
8)
развивать
способность наблюдать за
явлениями
природы,
воспитывать
бережное
отношение к животным и
растениям.

8

предметов. Организует действия с
игрушками, имитирующими орудия
труда
(заколачивание
молоточком
втулочек в верстачок, сборка каталок с
помощью
деревянных
или
пластмассовых винтов) и тому подобное,
создает ситуации для использования
детьми
предметов-орудий
в
самостоятельной игровой и бытовой
деятельности
с
целью
решения
практических задач;
• педагог поощряет действия детей с
предметами, при ориентации на 2-3
свойства
одновременно;
собирание
одноцветных, а затем и разноцветных
пирамидок из 4-5 и более колец,
располагая их по убывающей величине;
различных по форме и цвету башенок из
2-3 геометрических форм-вкладышей;
разбирание и собирание трехместной
матрешки с совмещением рисунка на её
частях, закрепляя понимание детьми
слов, обозначающих различный размер
предметов, их цвет и форму. В ходе
проведения с детьми дидактических
упражнений и игр-занятий формирует
обобщенные способы обследования
формы предметов - ощупывание,
рассматривание,
сравнение,
сопоставление; продолжает поощрять
появление настойчивости в достижении
результата познавательных действий.
2)
Математические представления:
педагог подводит детей к освоению
простейших умений в различении формы
окружающих
предметов,
используя
предэталоные представления о шаре,
кубе, круге, квадрате; подборе предметов
и геометрических фигур по образцу,
различению и сравниванию предметов
по величине, выбору среди двух
предметов при условии резких различий:
большой и маленький, длинный и
короткий,
высокий
и
низкий.
Поддерживает
интерес
детей
к
количественной
стороне различных
групп предметов (много и много, много
и мало, много и один) предметов.
3)
Окружающий мир:
педагог расширяет представления детей
об окружающем мире, знакомит их с
явлениями общественной жизни, с
деятельностью взрослых (повар варит

кашу, шофер водит машину, доктор
лечит); развивает представления о себе
(о своем имени, именах близких
родственников), о внешнем облике
человека, о его физических особенностях
(у каждого есть голова, руки, ноги, лицо;
на лице - глаза, нос, рот и так далее); о
его физических и эмоциональных
состояниях (проголодался - насытился,
устал - отдохнул; намочил - вытер;
заплакал - засмеялся и так далее); о
деятельности близких ребёнку людей
(«Мама моет пол»; «Бабушка вяжет
носочки»; «Сестра рисует»; «Дедушка
читает газету»; «Брат строит гараж»;
«Папа работает за компьютером» и тому
подобное); о предметах, действиях с
ними и их назначении: предметы
домашнего обихода (посуда, мебель,
одежда), игрушки, орудия труда (веник,
метла, лопата, ведро, лейка и так далее).
4) Природа:
в процессе ознакомления с природой
педагог организует взаимодействие и
направляет внимание детей на объекты
живой и неживой природы, явления
природы,
которые
доступны
для
непосредственного
восприятия.
Формирует представления о домашних и
диких животных и их детенышах
(особенности внешнего вида, части тела,
питание, способы передвижения), о
растениях
ближайшего
окружения
(деревья, овощи, фрукты и другие), их
характерных признаках (цвет, строение,
поверхность, вкус), привлекает внимание
и поддерживает интерес к объектам
неживой природы (солнце, небо, облака,
песок, вода), к некоторым явлениям
природы (снег, дождь, радуга, ветер),
поощряет бережное отношение к
животным и растениям.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной
области «Познавательное развитие» направлено на приобщение детей к
ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа»,
что предполагает:
• воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения
образования для человека, общества, страны;
• приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и
достижениям родной страны, к культурному наследию народов России;
• воспитание уважения к людям - представителям разных народов
России независимо от их этнической принадлежности;
• воспитание уважительного отношения к государственным символам
9

Речевое развитие

страны (флагу, гербу, гимну);
• воспитание бережного и ответственного отношения к природе
родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по
сохранению природы.
1) Формирование словаря:
развивать понимание речи и педагог развивает понимание речи и
активизировать
словарь. активизирует
словарь,
формирует
Формировать
у
детей умение
по
словесному
указанию
умение
по
словесному находить предметы по цвету, размеру
указанию педагога находить («Принеси красный кубик»), различать
предметы, различать их их
местоположение,
имитировать
местоположение,
действия людей и движения животных;
имитировать
действия активизирует
словарь
детей:
людей
и
движения существительными,
обозначающими
животных.
Обогащать названия транспортных средств, частей
словарь
детей автомобиля, растений, фруктов, овощей,
существительными,
домашних животных и их детенышей;
глаголами,
глаголами, обозначающими трудовые
прилагательными,
действия
(мыть,
стирать),
наречиями и формировать взаимоотношения
(помочь);
умение
использовать прилагательными,
обозначающими
данные слова в речи.
величину,
цвет,
вкус
предметов;
наречиями (сейчас, далеко). Педагог
закрепляет у детей названия предметов и
действий с предметами, некоторых
особенностей
предметов;
названия
некоторых
трудовых
действий
и
собственных действий; имена близких
людей, имена детей группы; обозначения
личностных
качеств,
особенностей
внешности
окружающих
ребёнка
взрослых и сверстников.
2)
Звуковая культура речи:
упражнять
детей
в педагог формирует у детей умение
правильном произношении говорить внятно, не торопясь, правильно
гласных
и
согласных произносить гласные и согласные звуки.
звуков, звукоподражаний, В
звукопроизношении
для
детей
отельных
слов. характерно физиологическое смягчение
Формировать
правильное практически всех согласных звуков. В
произношение
словопроизношении ребёнок пытается
звукоподражательных слов произнести
все
слова,
которые
в разном темпе, с разной необходимы для выражения его мысли.
силой голоса.
Педагог поощряет детей использовать
разные
по
сложности
слова,
воспроизводить ритм слова, формирует
умение детей не пропускать слоги в
словах, выражать свое отношение к
предмету разговора
при
помощи
разнообразных
вербальных
и
невербальных
средств.
У
детей
проявляется
эмоциональная
непроизвольная выразительность речи.
3)
Грамматический строй речи:
10

формировать
у
детей
умение
согласовывать
существительные
и
местоимения с глаголами,
составлять фразы из 3-4
слов.

педагог помогает детям овладеть
умением
правильно
использовать
большинство основных грамматических
категорий: окончаний существительных;
уменьшительно-ласкательных
суффиксов; поощряет словотворчество,
формирует умение детей выражать свои
мысли
посредством
трех-,
четырехсловных предложений.
4)
Связная речь:
продолжать развивать у • педагог формирует у детей умения
детей умения понимать речь рассказывать в 2-4 предложениях о
педагога,
отвечать
на нарисованном
на
картинке,
об
вопросы; рассказывать об увиденном
на
прогулке,
активно
окружающем
в
2-4 включаться в речевое взаимодействие,
предложениях.
направленное на развитие умения
понимать обращенную речь с опорой и
без опоры на наглядность; побуждает
детей проявлять интерес к общению со
взрослыми и сверстниками, вступать в
контакт с окружающими, выражать свои
мысли, чувства, впечатления, используя
речевые средства и элементарные
этикетные
формулы
общения,
реагировать
на
обращение
с
использованием доступных речевых
средств, отвечать на вопросы педагога с
использованием фразовой речи или
формы простого предложения, относить
к себе речь педагога, обращенную к
группе детей, понимать её содержание;
• педагог развивает у детей умение
использовать
инициативную
разговорную речь как средство общения
и
познания
окружающего
мира,
употреблять в речи предложения разных
типов, отражающие связи и зависимости
объектов.
5)
Интерес к художественной литературе:
• формировать у детей Примерный перечень художественной
умение
воспринимать литературы
небольшие
по
объему • Малые формы фольклора. «А баинькипотешки, сказки и рассказы баиньки», «Бежала лесочком лиса с
с
наглядным кузовочком...»,
«Большие
ноги»,
сопровождением (и без «Водичка, водичка», «Вот и люди спят»,
него);
«Дождик, дождик, полно лить...», «Заяц
• побуждать договаривать и Егорка...», «Идет коза рогатая», «Из-за
произносить четверостишия леса, из-за гор...», «Катя, Катя...»,
уже известных ребёнку «Кисонька-мурысонька...», «Наша Маша
стихов
и
песенок, маленька...», «Наши уточки с утра»,
воспроизводить
игровые «Огуречик, огуречик...», «Ой ду-ду, дудействия,
движения ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»,
персонажей;
«Поехали, поехали», «Пошел котик на
11

• поощрять отклик на ритм
и
мелодичность
стихотворений,
потешек;
формировать
умение
в
процессе
чтения
произведения
повторять
звуковые жесты;
•
развивать
умение
произносить
звукоподражания,
связанные с содержанием
литературного
материала
(мяу-мяу, тик-так, баю-бай,
ква-ква и тому подобное),
•отвечать на вопросы по
содержанию прочитанных
произведений;
• побуждать рассматривать
книги
и
иллюстрации
вместе с педагогом и
самостоятельно;
• развивать восприятие
вопросительных
и
восклицательных
интонаций
художественного
произведения.

12

Торжок...», «Тили-бом!...», «Уж ты,
радуга-дуга», «Улитка, улитка...», «Чики,
чики, кички...».
• Русские народные сказки. «Заюшкина
избушка» (обраб. О. Капицы), «Как коза
избушку построила» (обраб. М.А.
Булатова), «Кот, петух и лиса» (обраб.
М. Боголюбской), «Лиса и заяц» (обраб.
В. Даля), «Маша и медведь» (обраб.
М.А. Булатова), «Снегурушка и лиса»
(обраб. А.Н. Толстого).
• Фольклор народов мира. «В гостях у
королевы», «Разговор», англ. нар.
песенки (пер. и обраб. С. Маршака); «Ой
ты заюшка-пострел...», пер. с молд. И.
Токмаковой; «Снегирек», пер. с нем. В.
Викторова, «Три веселых братца», пер. с
нем. Л. Яхнина; «Ты, собачка, не лай...»,
пер. с молд. И. Токмаковой; «У
солнышка в гостях», словацк. нар. сказка
(пер. и обраб. С. Могилевской и Л.
Зориной).
• Произведения поэтов и писателей
России.

Поэзия. Аким Я.Л. «Мама»;
Александрова
З.Н.
«Гули-гули»,
«Арбуз»; Барто А., Барто П. «Девочкарёвушка»; Берестов В.Д. «Веселое лето»,
«Мишка, мишка, лежебока», «Котенок»,
«Воробушки»;
Введенский
А.И.
«Мышка»; Лагздынь Г.Р. «Петушок»;
Лермонтов М.Ю. «Спи, младенец...» (из
стихотворения «Казачья колыбельная»);
Маршак С.Я. «Сказка о глупом
мышонке»; Мошковская Э.Э. «Приказ»
(в сокр.), «Мчится поезд»; Пикулева
Н.В. «Лисий хвостик», «Надувала кошка
шар...»;
Плещеев
А.Н.
«Травка
зеленеет...»; Саконская Н.П. «Где мой
пальчик?»; Сапгир Г.В. «Кошка»; Хармс
Д.И. «Кораблик»; Чуковский К.И.
«Путаница».
 Проза. Бианки В.В. «Лис и
мышонок»; Калинина Н.Д. «В лесу» (из
книги «Летом»), «Про жука», «Как Саша
и Алеша пришли в детский сад» (1-2
рассказа по выбору); Павлова Н.М.
«Земляничка»; Симбирская Ю.С. «По
тропинке, по дорожке»; Сутеев В.Г.
«Кто сказал «мяу?», «Под грибом»; Тайц
Я.М. «Кубик на кубик», «Впереди всех»,
«Волк» (рассказы по выбору); Толстой
J1.H. «Три медведя», «Косточка»;

Художественноэстетическое
развитие

Ушинский К.Д. «Васька», «Петушок с
семьей»,
«Уточки»
(рассказы
по
выбору); Чарушин Е.И. «В лесу» (1-3
рассказа по выбору), «Волчишко»;
Чуковский К.И. «Мойдодыр».
• Произведения поэтов и писателей
разных стран. Биссет Д. «Га-га-га!», пер.
с англ. Н. Шерешевской; Дональдсон Д.
«Мишка-почтальон»,
пер.
М.
Бородицкой; Капутикян С.Б. «Все спят»,
«Маша обедает», пер. с арм. Т.
Спендиаровой;
Остервальдер
М.
«Приключения
маленького
Бобо.
Истории в картинках для самых
маленьких», пер. Т. Зборовская; Эрик К.
«Очень голодная гусеница».
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной
области «Речевое развитие» направлено на приобщение детей к
ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает:
• владение формами речевого этикета, отражающими принятые в
обществе правила и нормы культурного поведения;
• воспитание отношения к родному языку как ценности, умения
чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на
правильном, богатом, образном языке).
1)
приобщение к искусству:
•
развивать
у
детей Педагог
развивает
у
детей
художественное восприятие художественное
восприятие;
(смотреть,
слушать
и воспитывает
эмоциональную
испытывать
радость)
в отзывчивость на доступные пониманию
процессе ознакомления с детей произведения изобразительного
произведениями
искусства. Знакомит с народными
музыкального,
игрушками: дымковской, богородской,
изобразительного
матрешкой,
ванькой-встанькой
и
искусства, природой;
другими, соответствующими возрасту
•
интерес,
внимание, детей. Педагог обращает внимание детей
любознательность,
на характер игрушек (веселая, забавная и
стремление
к так далее), их форму, цветовое
эмоциональному
отклику оформление.
Педагог
воспитывает
детей
на
отдельные интерес к природе и отражению
эстетические свойства и представлений
(впечатлений)
в
качества
предметов
и доступной
изобразительной
и
явлений
окружающей музыкальной деятельности.
действительности;
Примерный
перечень
произведений
• развивать отзывчивость на изобразительного искусства.
доступное
понимание Иллюстрации к книгам: В.Г. Сутеев
произведений
искусства, «Кораблик»,
«Кто
сказал
мяу?»,
интерес к музыке (в «Цыпленок и Утенок»; Ю.А. Васнецов к
процессе
прослушивания книге «Колобок», «Теремок».
классической и народной
музыки), изобразительному
искусству
(в
процессе
рассматривания
и
восприятия
красоты
13

иллюстраций,
рисунков,
изделии
декоративноприкладного искусства);
• познакомить детей с
народными
игрушками
(дымковской, богородской,
матрешкой и другими);
• поддерживать интерес к
малым формам фольклора
(пестушки,
заклички,
прибаутки);
• поддерживать стремление
детей
выражать
свои
чувства и впечатления на
основе
эмоционально
содержательного
восприятия доступных для
понимания
произведений
искусства или наблюдений
за природными явлениями;
2)
изобразительная деятельность:
• воспитывать интерес к 1) Рисование:
изобразительной
• педагог продолжает развивать у детей
деятельности (рисованию, художественное
восприятие;
лепке)
совместно
со способствует обогащению их сенсорного
взрослым и самостоятельно; опыта
путем
выделения
формы
• развивать положительные предметов, обведения их по контуру
эмоции на предложение поочередно то одной, то другой рукой;
нарисовать, слепить;
побуждает, поощряет и подводит детей к
•
научить
правильно изображению
знакомых
предметов,
держать карандаш, кисть;
предоставляя им свободу выбора;
•
развивать
сенсорные • педагог обращает внимание детей на
основы
изобразительной то, что карандаш (кисть, фломастер)
деятельности: восприятие оставляет след на бумаге, если провести
предмета разной формы, по ней отточенным концом карандаша
цвета
(начиная
с (фломастером, ворсом кисти); учит
контрастных цветов);
следить за движением карандаша по
• включать движение рук по бумаге;
предмету при знакомстве с • педагог привлекает внимание детей к
его формой; познакомить со изображенным
ими
на
бумаге
свойствами
глины, разнообразным линиям, конфигурациям;
пластилина, пластической побуждает задумываться над тем, что
массы;
развивать они нарисовали, на что это похоже;
эмоциональный
отклик вызывать чувство радости от штрихов и
детей
на
отдельные линий, которые дети нарисовали сами;
эстетические свойства и педагог побуждает детей к дополнению
качества
предметов
в нарисованного
изображения
процессе
рассматривания характерными деталями; к осознанному
игрушек,
природных повторению
ранее
получившихся
объектов, предметов быта, штрихов, линий, пятен, форм;
произведений искусства;
• педагог развивает у детей эстетическое
восприятие окружающих предметов;
учит детей различать цвета карандашей,
14

3)

фломастеров, правильно называть их;
рисовать разные линии (длинные,
короткие,
вертикальные,
горизонтальные, наклонные), пересекать
их, уподобляя предметам: ленточкам,
платочкам,
дорожкам,
ручейкам,
сосулькам,
заборчику
и
другим;
подводит детей к рисованию предметов
округлой формы;
• при рисовании педагог формирует у
ребёнка правильную позу (сидеть
свободно, не наклоняться низко над
листом
бумаги),
свободная
рука
поддерживает лист бумаги, на котором
рисует малыш; педагог учит держать
карандаш и кисть свободно: карандаш тремя пальцами выше отточенного
конца, кисть - чуть выше железного
наконечника; набирать краску на кисть,
макая её всем ворсом в баночку, снимать
лишнюю краску, прикасаясь ворсом к
краю баночки.
2)
Лепка:
педагог поощряет у детей интерес к
лепке; знакомит с пластическими
материалами: глиной, пластилином,
пластической
массой
(отдавая
предпочтение глине); учит аккуратно
пользоваться материалами; педагог учит
детей отламывать комочки глины от
большого куска; лепить палочки и
колбаски, раскатывая комочек между
ладонями
прямыми
движениями;
соединять концы палочки, плотно
прижимая их друг к другу (колечко,
бараночка, колесо и так далее); педагог
учит раскатывать комочек глины
круговыми движениями ладоней для
изображения предметов круглой формы
(шарик, яблоко, ягода и другие),
сплющивать комочек между ладонями
(лепешки, печенье, пряники); делать
пальцами
углубление в
середине
сплющенного комочка (миска, блюдце).
Педагог
учит
соединять
две
вылепленные формы в один предмет:
палочка и шарик (погремушка или
грибок), два шарика (неваляшка) и тому
подобное. Педагог приучает детей класть
глину и вылепленные предметы на
дощечку или специальную заранее
подготовленную клеенку.
конструктивная деятельность:
15

•
знакомить
детей
с
деталями (кубик, кирпичик,
трехгранная
призма,
пластина,
цилиндр),
с
вариантами расположения
строительных форм
на
плоскости;
• развивать интерес к
конструктивной
деятельности, поддерживать
желание детей строить
самостоятельно;

В процессе игры с настольным и
напольным строительным материалом
педагог продолжает знакомить детей с
деталями (кубик, кирпичик, трехгранная
призма,
пластина,
цилиндр),
с
вариантами расположения строительных
форм на плоскости. Педагог продолжает
формировать умение у детей сооружать
элементарные постройки по образцу,
поддерживает желание строить что-то
самостоятельно;
способствует
пониманию
пространственных
соотношений. Педагог учит детей
пользоваться
дополнительными
сюжетными игрушками, соразмерными
масштабам
построек
(маленькие
машинки для маленьких гаражей и тому
подобное). По окончании игры приучает
убирать все на место. Знакомит детей с
простейшими
пластмассовыми
конструкторами. Учит совместно с
взрослым конструировать башенки,
домики, машины. В летнее время педагог
развивает
интерес
у
детей
к
строительным играм с использованием
природного материала (песок, вода,
желуди, камешки и тому подобное).
4)
музыкальная деятельность:
• воспитывать интерес к 1)
Слушание:
музыке, желание слушать педагог учит детей Примерный
музыку,
подпевать, внимательно
перечень
выполнять
простейшие слушать спокойные музыкальных
танцевальные движения;
и бодрые песни, произведений.
• приобщать к восприятию музыкальные пьесы • Слушание. «Наша
музыки,
соблюдая разного характера, погремушка», муз.
первоначальные правила: не понимать, о чем (о И. Арсеева, сл. И.
мешать
соседу ком)
поется,
и Черницкой;
вслушиваться
в эмоционально
«Весною»,
музыкальное произведение реагировать
на «Осенью», муз. С.
и эмоционально на него содержание; учит Майкапара;
реагировать;
детей
различать «Цветики», муз. В.
звуки по высоте Карасевой, сл. Н.
(высокое и низкое Френкель;
«Вот
звучание
как мы умеем»,
колокольчика,
«Марш и бег», муз.
фортепьяно,
Е. Тиличеевой, сл.
металлофона).
Н.
Френкель;
«Кошечка» (к игре
«Кошка и котята»),
муз. В. Витлина,
сл. Н. Найденовой;
«Микита»,
белорус,
нар.
16

мелодия, обраб. С.
Полонского;
«Пляска
с
платочком», муз.
Е. Тиличеевой, сл.
И.
Грантовской;
«Полянка»,
рус.
нар.
мелодия,
обраб. Г. Фрида;
«Утро», муз. Г.
Гриневича, сл. С.
Прокофьевой.
•
Рассказы
с
музыкальными
иллюстрациями.
«Птички», муз. Г.
Фрида;
«Праздничная
прогулка», муз. А.
Александрова.
2)
Пение:
педагог вызывает
активность детей
при подпевании и
пении;
развивает
умение подпевать
фразы
в
песне
(совместно
с
педагогом);
поощряет сольное
пение.

17

Примерный
перечень
музыкальных
произведений.
• Пение. «Баю»
(колыбельная),
муз.
М.
Раухвергера;
«Белые гуси», муз.
М. Красева, сл. М.
Клоковой;
«Дождик»,
рус.
нар.
мелодия,
обраб. В. Фере;
«Елочка», муз. Е.
Тиличеевой, сл. М.
Булатова;
«Кошечка», муз. В.
Витлина, сл. Н.
Найденовой;
«Ладушки», рус.
нар.
мелодия;
«Птичка», муз. М.
Раухвергера, сл. А.
Барто; «Собачка»,
муз.
М.
Раухвергера, сл. Н.
Комиссаровой;
«Цыплята», муз. А.
Филиппенко, сл. Т.
Волгиной;
«Колокольчик»,

муз. И. Арсеева,
сл. И. Черницкой.
• Игры с пением.
«Игра с мишкой»,
муз.
Г.
Финаровского;
«Кто
у
нас
хороший?»,
рус.
нар. песня.
4)
Музыкально-ритмические
движения:
педагог развивает у Примерный
детей
перечень
эмоциональность и музыкальных
образность
произведений.
восприятия музыки •
Музыкальночерез
движения; ритмические
продолжает
движения.
формировать
у «Дождик», муз. и
детей способность сл.
Е.
воспринимать
и Макшанцевой;
воспроизводить
«Воробушки»,
движения,
«Погремушка,
показываемые
попляши»,
взрослым (хлопать, «Колокольчик»,
притопывать ногой, «Погуляем», муз.
полуприседать,
И. Арсеева, сл. И.
совершать
Черницкой; «Вот
повороты
кистей как мы умеем»,
рук и так далее); муз.
Е.
учит
детей Тиличеевой, сл. Н.
начинать движение Френкель.
с началом музыки и •
Музыкальные
заканчивать с её забавы.
«Из-за
окончанием;
леса, из-за гор», Т.
передавать образы Казакова; «Котик и
(птичка
летает, козлик», муз. Ц.
зайка
прыгает, Кюи.
мишка косолапый • Инсценирование
идет);
педагог песен. «Кошка и
совершенствует
котенок», муз. М.
умение ходить и Красева, сл. О.
бегать (на носках, Высотской;
тихо; высоко и «Неваляшки», муз.
низко
поднимая 3.
Левиной;
ноги;
прямым Компанейца.
галопом),
выполнять
плясовые движения
в
кругу,
врассыпную,
менять движения с
изменением
18

характера музыки
или
содержания
песни.
5)
театрализованная деятельность:
• пробуждать интерес к Педагог пробуждает интерес детей к
театрализованной
игре театрализованной игре, создает условия
путем
первого
опыта для её проведения. Формирует умение
общения с персонажем следить за развитием действия в играх(кукла Катя показывает драматизациях и кукольных спектаклях,
концерт),
расширения созданных силами взрослых и старших
контактов со взрослым детей. Педагог учит детей имитировать
(бабушка приглашает на характерные
действия
персонажей
деревенский двор);
(птички летают, козленок скачет),
•
побуждать
детей передавать эмоциональное состояние
отзываться
на
игры- человека (мимикой, позой, жестом,
действия со звуками (живой движением). Знакомит детей с приемами
и
неживой
природы), вождения настольных кукол. Учит
подражать
движениям сопровождать
движения
простой
животных и птиц под песенкой. Педагог поощряет у детей
музыку, под звучащее слово желание действовать с элементами
(в произведениях малых костюмов (шапочки, воротнички и так
фольклорных форм);
далее) и атрибутами как внешними
•
способствовать символами роли.
проявлению
самостоятельности,
активности
в
игре
с
персонажами-игрушками;
• развивать умение следить
за действиями заводных
игрушек, сказочных героев,
адекватно реагировать на
них;
•
способствовать
формированию
навыка
перевоплощения в образы
сказочных героев;
• создавать условия для
систематического
восприятия
театрализованных
выступлений
педагогического
театра
(взрослых).
6) культурно-досуговая деятельность:

19

Физическое
развитие

• создавать эмоционально- Педагог
создает
эмоциональноположительный климат в положительный климат в группе и ДОО
группе и ДОО, обеспечение для обеспечения у детей чувства
у
детей
чувства комфортности, уюта и защищенности;
комфортности,
уюта
и формирует
у
детей
умение
защищенности;
самостоятельной
работы
детей
с
формировать
умение художественными
материалами.
самостоятельной
работы Привлекает детей к посильному участию
детей с художественными в играх с пением, театрализованных
материалами;
представлениях
(кукольный
театр;
• привлекать детей к инсценирование
русских
народных
посильному участию
в сказок),
забавах,
развлечениях
играх,
театрализованных (тематических,
спортивных)
и
представлениях,
забавах, праздниках. Развивает умение следить за
развлечениях и праздниках; действиями игрушек, сказочных героев,
• развивать умение следить адекватно
реагировать
на
них.
за действиями игрушек, Формирует навык перевоплощения детей
сказочных
героев, в образы сказочных героев.
адекватно реагировать на
них;
•
формировать
навык
перевоплощения детей в
образы сказочных героев.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной
области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на
приобщение детей к ценностям «Культура» и «Красота», что
предполагает:
• воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к
различным объектам и явлениям окружающего мира (природного,
бытового, социального), к произведениям разных видов, жанров и
стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями);
• приобщение к традициям и великому культурному наследию
российского народа, шедеврам мировой художественной культуры;
• становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к
окружающему миру для гармонизации внешнего и внутреннего мира
ребёнка;
• создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их
проживания в разных видах художественно-творческой деятельности;
• формирование целостной картины мира на основе интеграции
интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения
детьми;
• создание условий для выявления, развития и реализации творческого
потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности,
поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству
с другими людьми (детьми и взрослыми).
• обогащать двигательный Педагог формирует умение выполнять
опыт
детей,
помогая основные движения, общеразвивающие
осваивать
упражнения и музыкально-ритмические упражнения
основной
гимнастики: в различных формах физкультурноосновные
движения оздоровительной
работы
(утренняя
(бросание, катание, ловля, гимнастика, физкультурные занятия,
ползанье, лазанье, ходьба, подвижные
игры,
индивидуальная
бег,
прыжки), работа по развитию движений и другое),
20

общеразвивающие
и
музыкально-ритмические
упражнения;
•
развивать
психофизические качества,
равновесие и ориентировку
в пространстве;
• поддерживать у детей
желание
играть
в
подвижные игры вместе с
педагогом в небольших
подгруппах;
• формировать интерес и
положительное отношение
к выполнению физических
упражнений,
совместным
двигательным действиям;
• укреплять здоровье детей
средствами
физического
воспитания, формировать
культурно-гигиенические
навыки
и
навыки
самообслуживания,
приобщая к здоровому
образу жизни.

21

развивает психофизические качества,
координацию,
равновесие
и
ориентировку в пространстве. Педагог
побуждает детей совместно играть в
подвижные
игры,
действовать
согласованно, реагировать на сигнал.
Оптимизирует
двигательную
деятельность, предупреждая утомление,
осуществляет помощь и страховку,
поощряет стремление ребёнка соблюдать
правила личной гигиены и проявлять
культурно-гигиенические навыки.
1) Основная гимнастика (основные
движения, общеразвивающие и строевые
упражнения).
• Основные движения:
• бросание, катание, ловля: скатывание
мяча по наклонной доске; прокатывание
мяча педагогу и друг другу двумя
руками стоя и сидя (расстояние 50-100
см), под дугу, в воротца; остановка
катящегося мяча; передача мячей друг
другу стоя; бросание мяча от груди
двумя руками, снизу, из-за головы;
бросание предмета в горизонтальную
цель и вдаль с расстояния 100-125 см
двумя и одной рукой; перебрасывание
мяча через сетку, натянутую на уровне
роста ребёнка с расстояния 1-1,5 м;
ловля мяча, брошенного педагогом с
расстояния до 1 м;
• ползание и лазанье: ползание на
животе, на четвереньках до погремушки
(флажка) 3-4 м (взяв её, встать,
выпрямиться), по доске, лежащей на
полу, по наклонной доске, приподнятой
одним концом на 20-30 см; по
гимнастической скамейке; проползание
под дугой (30-40 см); влезание на
лесенку-стремянку и спуск с нее
произвольным способом;
• ходьба: ходьба стайкой за педагогом с
перешагиванием через линии, палки,
кубы; на носках; с переходом на бег; на
месте, приставным шагом вперед, в
сторону, назад; с предметами в руке
(флажок, платочек, ленточка и другие);
врассыпную и в заданном направлении;
между предметами; по кругу по одному
и парами, взявшись за руки;
• бег: бег стайкой за педагогом, в
заданном направлении и в разных
направлениях;
между
линиями

(расстояние между линиями 40-30 см); за
катящимся мячом; с переходом на
ходьбу и обратно; непрерывный в
течение 20-30-40 секунд; медленный бег
на расстояние 40-80 м;
• прыжки: прыжки на двух ногах на
месте (10-15 раз); с продвижением
вперед, через 1-2 параллельные линии
(расстояние 10-20 см); в длину с места
как можно дальше, через 2 параллельные
линии (20-30 см); вверх, касаясь
предмета, находящегося выше поднятых
рук ребёнка на 10-15 см;
• упражнения в равновесии: ходьба по
дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м); по
наклонной доске, приподнятой одним
концом на 20 см; по гимнастической
скамейке; перешагивание линий и
предметов (высота 10-15 см); ходьба по
извилистой дорожке (2-3 м), между
линиями; подъем без помощи рук на
скамейку, удерживая равновесие с
положением рук в стороны; кружение на
месте.
В
процессе
обучения
основным
движениям педагог побуждает детей
действовать сообща, двигаться не
наталкиваясь
друг
на
друга,
придерживаться
определенного
направления
движения,
предлагает
разнообразные упражнения.
• Общеразвивающие упражнения:
• упражнения для кистей рук, развития и
укрепления
плечевого
пояса:
поднимание
рук
вперед,
вверх,
разведение в стороны, отведение назад,
за спину, сгибание и разгибание,
выполнение хлопков руками перед
собой, над головой; махи руками вверхвниз, вперед-назад;
• упражнения для развития и укрепления
мышц спины и гибкости позвоночника:
повороты вправо-влево, с передачей
предмета сидящему рядом ребёнку,
наклоны вперед из исходного положения
стоя и сидя; одновременное сгибание и
разгибание ног из исходного положения
сидя и лежа, поочередное поднимание
рук и ног из исходного положения лежа
на спине;
• упражнения для развития и укрепления
мышц брюшного пресса и гибкости
позвоночника: сгибание и разгибание
22

ног, держась за опору, приседание,
потягивание с подниманием на носки и
другое;
• музыкально-ритмические упражнения,
разученные на музыкальном занятии,
включаются в содержание подвижных
игр и игровых упражнений; педагог
показывает детям и выполняет вместе с
ними: хлопки в ладоши под музыку,
хлопки
с
одновременным
притопыванием,
приседание
«пружинка», приставные шаги впередназад,
кружение
на
носочках,
имитационные упражнения.
Педагог
предлагает
образец
для
подражания и выполняет вместе с
детьми упражнения с предметами:
погремушками, платочками, малыми
обручами, кубиками, флажками и другое,
в том числе, сидя на стуле или на
скамейке.
2)
Подвижные
игры:
педагог
развивает и поддерживает у детей
желание играть в подвижные игры с
простым содержанием, с текстом, с
включением музыкально-ритмических
упражнений. Создает условия для
развития выразительности движений в
имитационных
упражнениях
и
сюжетных
играх,
помогает
самостоятельно передавать простейшие
действия
некоторых
персонажей
(попрыгать, как зайчики, помахать
крылышками, как птичка, походить как
лошадка, поклевать зернышки, как
цыплята, и тому подобное).
3)
Формирование основ здорового
образа жизни: педагог формирует у
детей
полезные
привычки
и
элементарные культурно-гигиенические
навыки при приеме пищи, уходе за собой
(самостоятельно и правильно мыть руки
перед едой, после прогулки и посещения
туалета, чистить зубы, пользоваться
предметами личной гигиены); поощряет
умения замечать нарушения правил
гигиены, оценивать свой внешний вид,
приводить
в
порядок
одежду;
способствует
формированию
положительного
отношения
к
закаливающим
и
гигиеническим
процедурам, выполнению физических
упражнений.
23

Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной
области «Физическое развитие» направлено на приобщение детей к
ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает:
• воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной
ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и
социального благополучия человека;
• формирование у ребёнка возрастосообразных представлений и знаний
в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу
жизни, физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию
организма, гигиеническим нормам и правилам;
• воспитание активности, самостоятельности, самоуважения,
коммуникабельности, уверенности и других личностных качеств;
• приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической
культуры в целях их физического развития и саморазвития;
• формирование у ребёнка основных гигиенических навыков,
представлений о здоровом образе жизни.
2.1. Часть, формируемая участниками ОО.
В области познавательное развитие, используется:
Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми2-3 лет». – М., ОЛМА Медиа Групп,
2015.
О.Э. Литвинова «Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста» конспекты совместной деятельности с детьми 2-3 лет, учебно-методическое пособие – СПб.:
ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
Цель: развить мышление ребенка , его нравственные качества, эстетические чувства .

Задачи

Содержание

Формирование словаря:
- развивать понимание речи и
активизировать словарь;
- формировать у детей умение по
словесному указанию педагога
находить предметы, различать их
местоположение, имитировать
действия людей и движения
животных;
- обогащать словарь детей
существительными, глаголами,
прилагательными, наречиями и
формировать умение использовать
данные слова в речи.
Звуковая культура речи:
- упражнять детей в правильном
произношении гласных и согласных
звуков, звукоподражаний, отельных
слов;
- формировать правильное
произношение звукоподражательных
слов в разном темпе, с разной силой
голоса.
Грамматический строй речи:
- формировать у детей умение

Формирование словаря
Педагог развивает понимание речи и активизирует
словарь, формирует умение по словесному
указанию находить предметы по цвету, размеру ,
имитировать действия людей и движения
животных.
Активизирует словарь детей: существительными,
обозначающими названия транспортных средств,
частей автомобиля, растений, фруктов, овощей,
домашних животных и их детёнышей; глаголами,
обозначающими трудовые действия (мыть,
стирать), взаимоотношения (помочь);
названия некоторых трудовых действий и
собственных действий; имена близких людей,
имена детей группы; обозначения личностных
качеств, особенностей внешности окружающих
ребёнка взрослых и сверстников.
Звуковая культура речи
формируем у детей умение говорить внятно, не
торопясь, правильно произносить гласные и
согласные звуки.
Педагог поощряет детей использовать разные по
сложности слова, воспроизводить ритм слова,
формирует умение детей не пропускать слоги в
словах, выражать своё отношение к предмету
24

согласовывать существительные и
местоимения с глаголами, составлять
фразы из 3-4 слов.
Связная речь:
- продолжать развивать у детей умения
понимать речь педагога, отвечать на
вопросы;
- рассказывать об окружающем в 2-4
предложениях самостоятельно;
формировать у детей простейшие
представления о геометрических
фигурах, величине и количестве
предметов на основе чувственного
познания;
развивать первоначальные
представления о себе и близких людях,
эмоционально-положительное
отношение к членам семьи и людям
ближайшего окружения, о
деятельности взрослых;
- расширять представления о
населённом пункте, в котором живёт
ребёнок, его достопримечательностях,
эмоционально откликаться на
праздничное убранство дома, ДОО;

разговора при помощи разнообразных вербальных
и невербальных средств.
Грамматический строй речи
Помогать детям овладеть умением правильно
использовать большинство основных
грамматических категорий: окончаний
существительных; уменьшительно-ласкательных
суффиксов; словотворчество.
сравнение предметов и определение их сходстваразличия, на подбор и группировку по заданному
образцу (по цвету, форме, величине).
Побуждает и поощряет освоение простейших
действий, основанных на перестановке предметов,
изменении способа их расположения, количества;
на действия переливания, пересыпания.
Педагог поощряет действия детей с предметами,
при ориентации на 2-3 свойства одновременно;
собирание одноцветных, а затем и разноцветных
пирамидок из 4-5 и более колец, располагая их по
убывающей величине; различных по форме и цвету
башенок из 2-3 геометрических форм-вкладышей;
разбирание и собирание трёхместной матрёшки с
совмещением рисунка на её частях, закрепляя
понимание детьми слов, обозначающих различный
размер предметов, их цвет и форму.

2.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Образовательная деятельность в группе включает:
 образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных
видов детской деятельности;
 образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов;
 самостоятельную деятельность детей;
 взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы образования.
Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность педагога и детей,
самостоятельная деятельность детей. В зависимости от решаемых образовательных задач,
желаний детей, их образовательных потребностей, педагог может выбрать один или
несколько вариантов совместной деятельности:
1) совместная деятельность педагога с ребёнком, где, взаимодействуя с ребёнком, он
выполняет функции педагога: обучает ребёнка чему-то новому;
2) совместная деятельность ребёнка с педагогом, при которой ребёнок и педагог равноправные партнёры;
3) совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах
участника деятельности на всех этапах её выполнения (от планирования до завершения)
направляет совместную деятельность группы детей;
4) совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию.
Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступает в роли её
организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы
самих детей;
25

5) самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого
участия педагога. Это могут быть самостоятельные игры детей (сюжетно-ролевые,
режиссерские, театрализованные, игры с правилами, музыкальные и другое),
самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей, самостоятельная
познавательно-исследовательская деятельность (опыты, эксперименты и другое).
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями
обучающихся дошкольного возраста являются:
 обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования,
охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного
возрастов;
 обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и
семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно
целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах
господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной
программе, реализуемой в ДОО;
2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психологопедагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и
образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой
основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских
отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и
дошкольного возраста для решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
3. Психолого-педагогические условия реализации рабочей программы
Для успешной реализации рабочей программы в группе обеспечены следующие
психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу
и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
26

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей,
соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в
разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том
числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и
социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности
здоровья;
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные
ситуации со сверстниками;
- развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень
развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более
опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности
(далее - зона ближайшего развития каждого ребёнка), через:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения,
воображения и детского творчества, личностного, физического и художественноэстетического развития детей;
- поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и
пространства;
- оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования
ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей
по выбору и интересам. Возможность играть, конструировать и пр. в соответствии с
собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия
ребенка в детском саду, протекает в утренний отрезок времени и во второй половине дня.
В развитии детской инициативы и самостоятельности соблюдаются следующие
требования:
27

- развитие активного интереса детей к окружающему миру, стремление к получению новых
знаний и умений;
- создание разнообразных условий и ситуаций, побуждающих детей к активному
применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
постоянное расширение области задач, которые дети решают самостоятельно, поощрение
детской инициативы;
- тренировка воли детей, поддерживание желания преодолевать трудности, доводить начатое
дело до конца;
- ориентирование воспитанников на получение хорошего результата, необходимость
своевременного особого внимания на детей, постоянно проявляющих небрежность,
торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
- «дозирование» помощи детям;
- поддерживание у детей чувства гордости и радости от успешных самостоятельных
действий, подчеркивание роста возможностей и достижений каждого ребёнка, побуждение к
проявлению инициативы и творчества.
Развитие самостоятельности включает две стороны: адаптивную (умение понимать
существующие социальные нормы и действовать в соответствии с ними) и активную
(готовность принимать самостоятельные решения).
3.1. Формы работы с детьми дошкольного возраста
Согласно ФГОС ДО педагог может использовать различные формы реализации рабочей
программы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями
детей. В старшем дошкольном возрасте это:
- игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссёрская, строительноконструктивная, дидактическая, подвижная и другие);
- общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативноличностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое);
- речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и
монологическая речь);
- познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование;
- изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из
разных материалов по образцу, условию и замыслу ребёнка;
- двигательная деятельность (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные
упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и другие);
- элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд
в природе, ручной труд);
- музыкальная деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).
3.2.Средства реализации рабочей программы
Средства, используемые для развития разных видов деятельности детей:
- двигательной: оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с
мячом и другое;
- предметной: образные и дидактические игрушки, реальные предметы и другое;
- игровой: игры, игрушки, игровое оборудование и другое;
- коммуникативной: дидактический материал, предметы, игрушки, видеофильмы и другое;

28

- познавательно-исследовательской и экспериментирования: натуральные предметы и
оборудование для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты,
плакаты, модели, схемы и другое;
- чтения художественной литературы: книги для детского чтения, в том числе аудиокниги,
иллюстративный материал;
- трудовой: оборудование и инвентарь для всех видов труда;
- продуктивной: оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и
конструирования;
- музыкальной: детские музыкальные инструменты, дидактический материал и другое.

29

Список методической литературы
1. Стефанко А. В. Методические рекомендации для организации работы воспитателя в
группе раннего возраста (рабочая программа и технология адаптации). От 1 года до 3
лет. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.
2. Стефанко. А. В. Организация воспитательно-образовательного процесса в группе для
детей раннего дошкольного возраста (с 2-х до 3-х лет). СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.
3. Стефанко А. В. Практический материал для организации образовательной деятельности
в группе для детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет). СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
4. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2—3 лет: Занятия с детьми 2-3 лет. Познавательное и
социальное развитие. Серия: От рождения до трех. Издательство: Сфера, 2018.
5. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2—3 лет: Занятия с детьми 2-3 лет. Развитие речи,
изобразительная деятельность, художественная литература. Серия: От рождения до
трех. Издательство: Сфера, 2018.
6. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2—3 лет: Первые шаги в математику. Развитие
движения. Серия: От рождения до трех. Издательство: Сфера, 2018.
7. Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. Спб.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
8. Литвинова О. Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста.
Планирование образовательной деятельности. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
9. Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области по
программе «Детство»: планирование, конспекты. Первая младшая группа / авт.-сост.
Н.Н. Леонова. - Волгоград: Учитель, 2020.
10. Литвинова О. Э. Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты
совместной деятельности с детьми 2 – 3 лет. СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2016.
11. Литвинова О. Э. Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного
возраста (изобразительная деятельность). Планирование образовательной деятельности.
– СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021.
12. Погудкина И. С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей
раннего возраста (с 1 года до 3-х лет) — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2017.
13. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской
литературой (с 2 до 4 лет). Авторы-сост.: О. М. Ельцова, В. Н. Волкова, А. Н. Терехова.
СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.
14. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых
обучающих ситуаций (младший и средний возраст) / автор-сост. О. М. Ельцова. СПб.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
15. Литвинова О. Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура
речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1. СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
16. Ушакова О.С. Речевое развитие детей третьего года жизни. Методическое пособие для
реализации образовательной программы «Теремок». – М.: Издательский дом «Цветной
мир», 2021.
17. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
18. Игровые занятия с детьми 2-4 лет по формированию представлений о себе: осваиваемые
образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное
развитие, речевое развитие. Смирнова Т. В. Учитель, 2020.

30

19. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 -7 лет: тематическое
планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М.
Сучкова. - Волгоград: Учитель, 2012.
20. Соляник Е.Н. Развивающие игры для детей раннего возраста. СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
21. Физическое развитие. Планирование работы по освоению образовательной области
детьми 2-4 лет по программе «Детство». Сучкова И. М., Мартынова Е. А. Издательсто:
Учитель, 2015.
22. Планирование образовательной деятельности в ДОО. Первая младшая группа.
Методическое пособие под ред. Тимофеевой ЛЛ. - М.: Центр педагогического
образования, 2015.
23. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2–7 лет / сост. Т. В. Калинина. Волгоград :
Учитель, 2012.
24. Организация деятельности детей на прогулке. Первая младшая группа. З.И. Самойлова,
Г. П. Попова. Учитель, 2020.
25. Комплексные занятия по программе «Детство». Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
/авт.- О.Н. Небыкова. Волгоград: Учитель, 2020.

Нормативное сопровождение
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
2. Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
“Об образовании в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона “Об
обязательных требованиях в Российской Федерации”»
3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
“Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся»
4. Обновленный ФГОС ДО - Приказ Минпросвещения России от 08.11.2022 № 955 «О
внесении изменений…» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2023 № 72264)
5. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей»
6. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте
России 28.12.2022 № 71847)

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».