Содержание. Целевой раздел Пояснительная записка Цели и задачи реализации программы Принципы и подходы к формированию программы Характеристики, значимые для реализации программ Планируемые результаты освоения Программы детьми Система оценки результатов освоения рабочей программы (мониторинг) Содержательный раздел Принципы воспитания и обучения детей Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми Содержание деятельности педагога-психолога в соответствии с основными направлениями работы 3 стр. 3 стр. 5 стр. 9 стр. 10стр. 14 стр. 17 стр. 2.4. Взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников 25 стр. 2.5. Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями и специалистами Содержание методической работы и самообразования Организационный раздел Организация диагностической работы. 26 стр. План работы с родителями воспитанников на 2023-2024 учебный год Условия реализации программы Психолого-педагогические условия Организационные условия программы (создание предметно-развивающей среды) Методическое обеспечение программы Дидактическое оснащение кабинета психолога 30 стр. 1 1.1 1.2. 1.3 1.4. 1.5. 1.6. 2 2.1. 2.2. 2.3. 2.6. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.3.1. 3.3.2. 3.3.3. 3.3.4. 18 стр. 18 стр. 20стр. 22 стр. 27стр. 28 стр. 28стр. 31.стр. 31 стр. 32стр. 33 стр. 34 стр. 2 1.1. Пояснительная записка Данная рабочая программа (далее Программа) разработана на основе Образовательной программы дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 254 г.Екатеринбурга в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Положением о рабочей программе МА ДОУ детский сад № 254 . Необходимым условием полноценного развития ребенка в настоящее время становится психологическое сопровождение образовательного процесса. Под психологическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Рабочая программа разработана в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ● Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ● Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 N 72149) ● Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования». ● Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" ● Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психологопедагогическом консилиуме образовательной организации"; ● Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление Главного государственного санитарного ● 3 врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПин» 2.4.3049-13) ● Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников № 254. Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальнохудожественной, чтения. Рабочая программа педагога-психолога следующих образовательных программ: 1. Образовательная программа детского сада № 254 дошкольного разработана на основе образования МАДОУ 2. Я – Ты- Мы. Программа социально-эмоционального дошкольников/Сост.:Князева О.Л. развития 3.Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников/ Под редакцией Куражевой Н.Ю. 4 1.2. Цель и задачи реализации Программы. Цель деятельности педагога-психолога в ДОУ: содействие полноценному развитию личности воспитанников, обеспечение их успешной адаптации и социализации, сохранение и укрепление здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении детей. Приоритетные задачи деятельности педагога-психолога в ДОУ: организация систематической комплексной социальнопедагогической и психологической поддержки обеспечения полноценного, своевременного, разностороннего психического развития воспитанников на различных возрастных ступенях дошкольного детства, организация безопасной жизнедеятельности детей, а также оказание помощи тем, кто находится в социально -опасном положении, имеет трудности в развитии и обучении; оказание целенаправленного влияния на формирование гуманных отношений в детских и педагогическом коллективах, в детскородительских отношениях, создание эмоционально благоприятной атмосферы; содействие развитию психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей; содействие созданию психолого-педагогических условий и адаптивной образовательной среды для реализации программы образования детей в дошкольном учреждении. Вместе с тем, работа педагога-психолога в МАДОУ имеет свою специфику, выражающуюся в направлениях работы, а, следовательно, и специфические задачи. - Направление «Психологическая диагностика». Согласно ФГОС ДО и ФОП в ДОО может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогомпсихологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно: − индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития); − оптимизации работы с группой детей. 5 − − − − − − Цель: раннее выявление и диагностика уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста; Направление «Психопрофилактика». Цель профилактической работы с детьми: предупреждение проявления отклонений в развитии ребенка. В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум. Необходимым является создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, специалистов, администрации ДОУ и родителей, а именно: актуализация и систематизация имеющихся знаний; повышение уровня психологических знаний; включение имеющихся знаний в структуру деятельности. Конкретными задачами деятельности педагога-психолога с воспитателями выступают: содействие в организации конструктивного общения детей в группе; профилактика и своевременное разрешение конфликтов в МАДОУ; создание психологических условий для конструирования развивающего пространства в соответствии с образовательными областями и образовательными потребностями воспитанников; для развития игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте; Психологическое просвещение предполагает деятельность педагогапсихолога по повышению психологической компетентности воспитателей и родителей, что может рассматриваться как средство психопрофилактики. Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей воспитанников ДОУ, учитывать традиции, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция» (коррекционно–развивающая работа). Деятельность педагогапсихолога, направленная на изменения во внутренней, психологической сфере воспитанников, рассматривается как развивающая. Предполагается организация развивающих занятий, направленных на коррекцию определенных недостатков в психическом развитии детей. Цель психокоррекционной работы состоит в: Раннем выявлении отклонений в развитии детей дошкольного возраста с целью предупреждения вторичных отклонений; Коррекции имеющихся нарушений в развитии детей дошкольного возраста; Социальной адаптации и интеграции детей с отклонениями в развитии в среду нормативно развивающихся сверстников. 6 Коррекционно-развивающая работа включает: выбор оптимальных для развития обучающегося коррекционноразвивающих программ/методик психолого-педагогического сопровождения в соответствии с его особыми (индивидуальными) образовательными потребностями; организацию, разработку и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений поведения и развития, трудностей в освоении образовательной программы и социализации; коррекцию и развитие высших психических функций; развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и психологическую коррекцию его поведения; развитие коммуникативных способностей, социального и эмоционального интеллекта обучающихся, формирование их коммуникативной компетентности; коррекцию и развитие психомоторной сферы, координации и регуляции движений; создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития или иной направленностью одаренности; создание насыщенной развивающей предметно - пространственной среды для разных видов деятельности; формирование инклюзивной образовательной среды, в том числе обеспечивающей включение детей иностранных граждан в российское образовательное пространство с сохранением культуры и идентичности, связанных со страной исхода\происхождения; оказание поддержки ребенку в случаях неблагоприятных условий жизни, психотравмирующих обстоятельствах при условии информирования соответствующих структур социальной защиты; преодоление педагогической запущенности в работе с обучающимся, стремление устранить неадекватные методы воспитания в семье во взаимодействии родителей (законных представителей) с детьми; помощь в устранении психотравмирующих ситуаций в жизни ребенка. Данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной деятельности воспитанников. Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно Л.С. Выготскому, условия для спонтанно-реактивной деятельности детей. При 7 отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребенка. Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Психологическая коррекция отличается от психологического консультирования и психотерапии тем, что она не нацелена на изменение взглядов, внутреннего мира личности и может осуществляться даже в том случае, когда клиент (ребенок) не осознает своих проблем и псих Направление «Психологическое консультирование и просветительская работа». Цель: организация консультативно – просветительской работы по пропаганде знаний из области коррекционной педагогики и специальной психологии среди родителей; Оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальных программ воспитания и развития. Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в разрешении проблемы, когда он сам осознал ее наличие. В условиях МАДОУ педагог-психолог осуществляет возрастнопсихологическое консультирование – консультирование по вопросам психического развития ребенка. Задачи: − оптимизация возрастного и индивидуального развития ребенка; − оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в МАДОУ; − обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функций; − помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций; − формирование установки на самостоятельное разрешение проблем. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение 8 психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи г.Екатеринбурга. Направление «Контрольно-оценочное». Цель работы этого направления состоит в анализе результативности комплексной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные нарушения. 1.3. Принципы и подходы к формированию программы - - - Основные принципы построения и реализации Программы: научной обоснованности и практической применимости; возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); полноценного проживания ребенком этапа дошкольного детства; поддержки инициативы детей в различных видах деятельности и формирования познавательных интересов каждого ребенка; построения образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка; принцип интеграции: в рабочей программе принцип интеграции реализуется через взаимопроникновение разных видов деятельности, обеспечивающей взаимосвязь развивающих, обучающих и воспитательных задач в многообразных видах детской деятельности. Интегрирование разного содержания, разных видов деятельности детей и форм организации образовательного процесса соответствует характеру восприятия, понимания, воспроизведения и преобразования действительности, свойственному дошкольникам; учета этнокультурной ситуации развития детей; сотрудничества с семьей. Эти принципы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: двигательной, коммуникативной, познавательно исследовательской, изобразительной, музыкальной, игровой деятельности, чтения художественной литературы, самообслуживания и элементарного бытового труда. В программе учитываются: - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования; - создание развивающей предметно-пространственной среды. 9 - Основными этическими принципами в деятельности педагога – психолога ДОУ являются: принцип конфиденциальности принцип компетентности принцип ответственности принцип этической и юридической правомочности принцип квалифицированной пропаганды психологии принцип благополучия клиента принцип информирования о целях и результатах обследования. 1.4. Значимые для разработки программы характеристики развития детей раннего и дошкольного возраста Содержание рабочей программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении. Общее количество групп в детском саду – 11, из них 3 группы для детей раннего возраста и 8 групп для детей от 3 до 7 лет. Знание возрастных особенностей, а также психологических новообразований в развитии способствует более глубокому пониманию природы детства, а, следовательно, более качественному психологическому сопровождению детского развития и педагогического процесса. 10 Особенности и новообразования в возрастном развитии детей Возраст Характерис Особенности возраста тика развития Новообразов (источник) ания Ранний ПООП ДО 1. Кризис 3х лет. Формирование 1. Усвоение возраст(2- «Первые «системы Я». первичных 3 года) шаги» 2. Развитие воображения через нравственны развитие функции замещения х норм. Младший ПООП ДО одного предмета другим. 2. дошкольн «Детство» 3. Появление смысловой Самооценка. ый структуры самосознания. 3. Появление возраст 4. Ребенок добивается нового элементов (3-4 года) статуса, вследствие чего проявляет партнерского упрямство и негативизм. общения. 5. Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно-познавательным. 6. Удерживает внимание 7-8 минут. 7. Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я). Средний ПООП ДО Речь начинает выполнять Контрол дошкольн «Детство» контролирующую функцию. ирующая ый Усложняются волевые проявления функция возраст (умение подчинять свое речи. (4-5 лет) поведение правилам в игре). Появление Повышенная познавательная элементов активность. творческог Продолжает сохраняться о ситуативно-деловая форма общения воображен со сверстником. ия в Интерес к другому ребенку как к сюжетносвоему отражению. Чаще ролевой видит в другом отрицательные игре. черты. Появление Происходит рефлексия элементов своих поступков через реакцию произвольн другого ребенка. ости. 11 Усложнение игры. Появление собственных действий. сюжетно-ролевой Появление внеситуати осознанности вноличностной формы общения с взрослым. Старший ПООП Проявление элементов Предвосхи дошкольн ДО«Детств произвольности всех психических щение ый о» процессов. результата возраст Общение с взрослыми деятельнос (5-6 лет) внеситуативно-личностное. ти. В общении со сверстником Активная происходит переход от планирующ ситуативно- деловой формы к ая функция внеситуативно-деловой. речи. Проявление творческой Внеситуати активности во всех видах внодеятельности. деловая Развитие фантазии. форма Половая идентификация. общения со сверстнико м. Ребенок ПООП Проявление произвольности всех Внутренний подготови ДО«Детств психических процессов. Но не план тельной к о» сформирована учебная действий. школе деятельность школьного типа. Произвольн группы Переход к младшему школьному ость всех (6-7 лет) возрасту. психически Проявление кризиса 7 лет х (капризы, паясничанье, процессов. демонстративное поведение). Возникнове Повышенная чувствительность. ние Полное доверие взрослому, соподчинен принятие точки зрения взрослого. ия мотивов. Отношение к взрослому как к Самосознан единственному источнику ие. достоверного знания. Ведущим Обобщенно продолжает оставаться наглядно- е и образное мышление. внеситуати вное отношение к себе. Возникновен ие первой 12 целостной картины мира. Появление учебнопознаватель ного мотива. Психолого-педагогическое сопровождение оказывается следующим целевым группам детей. Также возможна форма оказания им адресной психологической помощи. 1. нормотипичные дети с нормативным кризисом развития; 2. обучающиеся с особыми образовательными потребностями (ООП): с ОВЗ и (или) инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; обучающиеся по индивидуальному учебному плану (учебному расписанию) на основании медицинского заключения (дети, находящиеся под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющие дети); часто болеющие дети характеризуются повышенной заболеваемостью острыми респираторными инфекциями, которые не связаны с врожденными и наследственными состояниями, приводящими к большому количеству пропусков ребёнком в посещении ДОО; обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации; одаренные обучающиеся; 3. дети и (или) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке; 4. дети и (или) семьи, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), признанные таковыми в нормативно установленном порядке; обучающиеся «группы риска»: проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая (завышенная) самооценка, завышенный уровень притязаний). Коррекционно-развивающая работа с детьми целевых групп осуществляется в ходе всего образовательного процесса, во всех видах и формах деятельности, как в совместной деятельности детей в условиях дошкольной группы, так и в форме коррекционно-развивающих групповых/индивидуальных занятий. При разработке рабочей программы одной из значимых характеристик стал учет психологического сопровождения современного ребенка, воспитывающегося в современной семье. Современный ребенок 13 – это житель XXI века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но в отличие от сверстников прошлых лет он стремиться комбинировать их, объединять между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Он – носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых. Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада – как раз то место, где он реализует принципиальные для себя потребности. Жизнь ребенка XXI века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. 1.5. Планируемые результаты освоения программы. К началу дошкольного возраста (к 3 годам) ребенок: -интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; -эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; -владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; -стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; -проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; -обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства; 14 -у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазание, перешагивание и пр.). К завершению дошкольного образования (к 7 годам): -ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - ребёнок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; - ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты конструктивными способами; -ребёнок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации; - ребёнок стремится сохранять позитивную самооценку; - ребёнок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе; - у ребёнка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью; - ребёнок способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие); -ребёнок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу; - ребёнок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями; -у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; -ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; -ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. 15 - Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности -ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению. Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности. Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка. 16 1.6.Система оценки результатов освоения рабочей программы (мониторинг) Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом-психологом в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка. Результаты этого мониторинга могут быть использованы только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности. Психологическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Общая картина обследования позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия. Данные мониторинга должны отражать динамику становления основных (ключевых) характеристик ВПФ, которые развиваются у детей на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития основных (ключевых) характеристик ВПФ, выявляя, имеют ли они не изменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психологопедагогическую оценку успешности коррекционной работы взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи. 17 II. Содержательный раздел 2.1. Принципы воспитания и обучения детей. Содержание Рабочей программы коррекционной образовательной деятельности педагога-психолога в условиях ДОУ направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей: 1. Структурно-системный принцип, согласно которому психика рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое. Эффективность коррекционногоразвивающего процесса зависит от оптимально-рационального воздействия одновременно на всю систему, а не последовательно-изолированно на каждый ее элемент. Принцип системного изучения всех психических характеристик конкретного индивидуума лежит в основе концепции Л. С. Выготского о структуре дефекта. Именно эта концепция позволяет системно проанализировать то или иное нарушение и организовать коррекционно-педагогическую работу с учетом структуры речевого дефекта. Наиболее полно этот принцип раскрывается в рамках деятельностной психологии, согласно которой человек всесторонне проявляет себя в процессе деятельности: предметноманипулятивной, игровой, учебной или трудовой. 2. Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов 3. Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами. С учетом данного принципа происходит объединение детей в малые группы и их обучение и развитие. 4. Принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному. В коррекционной работе с детьми (независимо от возраста) выделяются два последовательных этапа(подготовительный и основной), которые согласуются с содержанием педагогического воздействия по всем разделам программы. 5. Принцип коммуникативности. Согласно этому принципу обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним. Реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. Этот принцип предполагает использование на занятиях ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, применение коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям и творческим видам занятий, предусматривающим вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация. 18 6. Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания. 7. Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства личности, как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка. 8. Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения. 9. Принцип единства обучения и воспитания: как интеграция двух сторон процесса образования, направленная на развитие личности ребенка и обусловленная общим подходом к отбору содержания и организации воспитания и обучения через обогащение содержания и форм детской деятельности; 10.Принцип преемственности образовательной работы на разных возрастных этапах дошкольного детства и при переходе на уровень начального общего образования: Программа реализует данный принцип при построении содержания обучения и воспитания относительно уровня начального школьного образования, а также при построении единого пространства развития ребенка образовательной организации и семьи; 11. Принцип сотрудничества с семьей: реализация Программы предусматривает оказание психолого-педагогической, методической помощи и поддержки родителям (законным представителям) детей раннего и дошкольного возраста, построение продуктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) с целью создания единого пространства развития ребенка; 12.Принцип здоровьесбережения: при организации коррекционноразвивающей работы не допускается использование педагогических технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью воспитанников, их психоэмоциональному благополучию. Все направления коррекционно-развивающей работы с детьми тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что позволяет комплексно решать конкретные задачи во всех формах ее организации. Особое внимание уделяется построению образовательных ситуаций. Вариативные формы организации деятельности детей учитывают их индивидуальнотипологические особенности. Таким образом, коррекционно-развивающая работы по рабочей программе обеспечивает условия для гармоничного взаимодействия ребенка с окружающим миром в обстановке психологического комфорта, способствующего его физическому здоровью. 19 2.2. Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми Психологическое сопровождение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Группа Первая младшая Развивающие задачи Способствовать благоприятной адаптации детей к детскому саду, поддерживать эмоциональноположительное состояние детей. Развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности. Поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость, привлекать к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться). Способствовать формированию элементарные представления о людях (взрослые, дети), об их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, веселье, слезы), о семье и детском саде. Способствовать становлению первичных представлений ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и членах семьи. Развивать самостоятельность, уверенность, ориентацию на одобряемое взрослым поведение. Способствовать установлению положительных Вторая контактов между детьми, основанных на общих младшая(конс интересах к действиям с игрушками, предметами и ультационная взаимной симпатии. Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь к работа) родителям, привязанность и доверие к воспитателю. Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и пр.). Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду. Средняя группа (консультацио Способствовать формированию доброжелательного отношения к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, 20 нная работа) желание по примеру взрослого помочь, порадовать окружающих. Развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживание героям литературных произведений, Вызывать стремление содействовать взрослому и сверстникам, поощрять желание выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия. Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности. Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, привязанность к семье, к педагогам. Старшая группа Поощрять доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам. Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении. Способствовать формированию культуры поведения и общения, привычке следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим. Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание следовать социально одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям. Подготовитель Развивать гуманистическую направленность поведения: ная социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, группа доброжелательность. Способствовать формированию привычки культурного поведения и общения с людьми, основ этикета, правил поведения в общественных местах. Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия со 21 взрослыми. Развивать начала социальной активности, желания на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и пр. Поощрять проявления любви к своей семье, детскому саду, к родному городу, стране. Способствовать формированию положительной Яконцепции у ребенка: самоуважения и самопринятия, уважения и гордости своими положительными качествами и достижениями, уважения и принятия себя, своих качеств, умений и достижений со стороны других. Поощрять стремление к саморазвитию, т.е. к овладению новыми важными умениями и качествами. Способствовать формированию мотивации достижения успеха. Развивать компетентность в общении с позиций своего возраста: владение базовыми коммуникативными умениями (приветствие и прощание, обращение, просьба о поддержке и помощи, благодарность, отказ) и процессуальными коммуникативными умениями (анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний партнеров, производимых ими воздействий; говорить перед другими; слушать других; сотрудничать; Способствовать формированию эмоциональной сферы: умению ориентироваться в чувствах и эмоциональных состояниях других; умению выражать свои эмоции понятно для окружающих. Способствовать формированию стремления стать школьником. 2.3. Содержание деятельности педагога-психолога в соответствии с основными направлениями работы Объект деятельност Цель работы Содержание деятельности и 1. Психологическая диагностика Исследование Диагностика.Углубленная Дети всех психомоторного развития; психодиагностика (по возрастных выявление индивидуальных результатам диагностики групп 22 особенностей и проблем; Выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательнообразовательного процесса Создание условий для полноценного психического и физического здоровья и развития детей. Формирование у педагогов и родителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного самообразования. по запросу участников образовательного процесса) Наблюдение, анкетирование, использование психологических методик изучения семьи и педагогического процесса 2. Психопрофилактика . Оказание помощи в период адаптации. Изучение медицинских документов для определения направления индивидуальной работы. Консультации по результатам психодиагностики. Индивидуальные рекомендации. Сообщения по запросу. Воспитатели, специалисты, родители. Дети, родители, педагоги, специалисты Воспитатели, специалисты, родители. 3. Развивающая работа и психологическая коррекция Психологическое Помощь в преодолении Дети групп сопровождение в группах симбиотической связи раннего раннего возраста ребенка с матерью; Возраста, способствование развитию родители его самостоятельности и независимости; помощь в формировании новых «рабочих» привязанностей. Привлечение внимания к сверстникам. Способствовать формированию умений ориентироваться на действия партнеров. Активное социальноРазвитие познавательных Дети психологическое обучение процессов (внимание, подготовите в ходе подготовки ребенка память, мышление); льных к школе Формирование групп сенсомоторного опыта. Обогащение жизни детей 23 Создание условий для полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями Оптимизация взаимодействия участников воспитательнообразовательного процесса и оказание психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальных программ воспитания и развития. новыми впечатлениями и положительными эмоциями. Способствовать подготовке детей к поступлению в школу Формирование положительной Яконцепции, концепции другого человека, их баланса. формирование мотивации достижения успеха. Формирование компетентного общения. эмоциональной сферы ребенка. Отслеживание социальноДети психологического статуса и дошкольног динамики развития ребёнка. о возраста), Развитие и коррекция нуждающие познавательной, ся в эмоциональной и коррекции коммуникативной сфер. по Развитие сенсорной результатам интеграции. диагностики 4. Психологическое консультирование и просветительская работа». Оптимизация возрастного и Воспитател индивидуального развития и, ребенка. специалист Оказание психологической ы, помощи в ситуации администра реальных затруднений, ция, связанных с родители. образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в МАДОУ Обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления 24 проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функций. Помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образ-х ситуаций. Формирование установки самостоятельное на разрешения проблем 2.4. Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников Основные формы взаимодействия с семьей. Знакомство с семьей: психологическое консультирование. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, организация выставок детского творчества, создание памяток, буклетов. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации досуговых мероприятий ( мастер-классов, праздников и пр.), к участию в детской исследовательской и проектной деятельности. Направления деятельности педагога-психолога с родителями. Обучает родителей: способам применения разных видов игровых средств; умению организовывать и направлять разные игры детей; методам игрового взаимодействия с ребенком; созданию оптимальной развивающей среды дома; правилам выбора игровых средств и оборудования. 25 2.5. Взаимодействие педагога-психолога специалистами с воспитателями и Эффективность коррекционной воспитательно-образовательной работы определяется не только чёткой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, но и координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса. Также решаются следующие задачи: ● Профилактика вторичных и третичных нарушений в развитии ребенка. ● Предупреждения перегрузок у ребенка. ● Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам обучения детей с ОВЗ. Предоставление профессиональной помощи родителя Проводит: индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей (по запросу); групповые тематические консультации для родителей; тренинги; психологическую диагностику детей. Знакомит родителей: с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста; со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе. Объясняет родителям значимость: создания условий для успешной социализации обучения игровому взаимодействию с детьми. детей; Формирует: психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей; потребность к овладению психологическими знаниями; модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе; личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с другими специалистами); предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень. 26 2.6. Содержание методической работы и самообразования. Методическая деятельность педагога-психолога ДОУ включает в себя: ● разработку методических рекомендаций для специалистов, воспитателей и родителей по оказанию психологической помощи детям; ● перспективное планирование; ● изучение и обобщение передового опыта; ● обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.); ● поиск наилучших средств коррекции ВПФ у детей; ● изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи; ● самообразование; ● изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции ВПФ. 27 3.1. Организация диагностической работы. Для проведения психодиагностической работы в арсенале педагога– психолога имеется методический инструментарий для осуществления психодиагностических процедур. Используемый диагностический инструментарий Название Возраст Основная диагностической направленность методики Диагностический Оценка уровня 3-7 альбом Семаго развития психических процессов Методика «проставь Оценка переключения 4-7 значки» и распределения внимания Исключение лишнего Оценка операций анализа, обощения. Рассказ по картинке Определение активного словарного запаса Назови слова Определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти "Рисунок человека" Изучение личностных особенностей ребенка Экспрессдиагностика Оценка развития от 1-3 лет психич.процессов Методика «Домик» Умение (Н.Н.Гуткиной) ориентироваться на образец, точно его копировать, выявляет особенности произвольной памяти Методика Оценка готовности к поведения теста школьному обучению Керна-Йирасека Определение мотивов Выявить учения относительную выраженность различных мотивов к обучению Беседа о школе Оценка общих Исходные данные Диагностический альбом Семаго 4-7 Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях Сост. Е.В.Доценко - 4-7 - 4-7 - 3-7 - 2-3 - 5-7 - 5-7 - 5-7 - 5-7 - 28 представлений ребенка, о его способности ориентироваться в жизненных ситуациях Несуществующее Исследование личности животное Рисование семьи Выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье Дом-дерево-человек Исследование личности Человек под дождем Исследование способности человека преодолевать неблагоприятные ситуации Тест ГудинафаДиагностика харриса интеллекта Переплетенные Оценка переключения линии внимания 4-7 - 4-7 - 5-7 5-7 - 3-7 - 5-7 Исследование психоэмоционального состояния ребенка 5-7 Выявление особенностей взаимоотношений детей в группе Шкала тревожности Определяет характер эмоциональных нарушений Анкета Семья Оценка ситуации в глазами ребенка семье Ребенок в возрасте 3х Выявление уровня лет. Тесты на развития развитие мыслительных процессов диагностика развития Выявление развития зрительного зрительного восприятия восприятия дошкольников дошкольников 4-7 Диагностика готовности к обучению Профилактика нарушений в поведении дошкольников - 5-7 - 4-7 - 2-3 Ребенок в возрасте 3х лет. Тесты на развитие 2-3 Педагогическая диагностика развития зрительного восприятия дошкольников Волшебная страна внутри нас (ЗинкевичЕустигнеева) Два домика 29 3.2 .План работы с родителями воспитанников на 2023-2024 учебный год Форма Индивидуальное консультирование Групповые консультации по запросам родителей Содержание Консультирование: - по индивидуальным вопросам развития ребенка (по предварительной записи) - по результатам психологической диагностики (по предварительной записи) Подготовка и проведение групповых консультаций по запросам родителей детей разных возрастных групп Взаимодействие с родителями Реализация проектной в рамках событий и деятельности с праздников привлечением родителей. Поиск оптимальных путей взаимодействия детей, родителей и педагогов. Психологическая поддержка родителей. Предотвращение (разрешение) потенциальных конфликтных ситуаций. Общее Родительское Психологическая подготовка собрание МАДОУ на 2023- родителей к изменениям в 24 учебный год жизни детей и семьи. Освещение вопросов: что такое адаптация, как помочь ребенку и себе . Стресс и детский сад. Групповая консультация Рассмотрение теоретических «Проблемы родителей детей вопросов адаптации, разбор младших групп возможных проблем; Почему «Детский сад: первые у ребенка 2-3 лет бывают трудности» истерики? - Как построить свои взаимоотношения с ребенком, чтобы он чувствовал себя в безопасности? Моего ребенка обижают. Что с этим делать? Почему мой ребенок обижает других? Месяц в течение года Групповая консультация для Аспекты психологической родителей детей готовности к школе. подготовительных групп Формирование учебной «Психологическая готовность мотивации. к школе. Что это?» Консультация «Младший Сенсорный подход; сенсорная ноябрь в течение года октябрь март 30 возраст: что важно для интеграция; младший возраст развития?» Индивидуальные – время активного развития консультации речи; Игры дома, в машине, по дороге в детский сад. Групповая консультация для Результаты диагностических родителей детей исследований на тему подготовительных групп психологической готовности «Психологическая готовность ребенка к школе. к школе. Динамика. Результаты диагностики» Собрание для родителей вновь Детский сад: ожидания и поступающих детей встреча; как подготовить «Знакомство с детским садом» ребенка к детскому саду; первые знания об адаптации; привязанность матери и ребенка. Апрель Май 3.3. Условия реализации Программы 3.3.1. Психолого-педагогические условия Рабочая программа предполагает создание следующих психологопедагогических условий: 1. Личностно-порождающее взаимодействие педагога-психолога с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и жизненных навыков; 2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки. 3. Формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; 4. Создание соответствующей развивающей образовательной среды, способствующей всестороннему развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. 5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка. 6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Консультативная поддержка педагогических работников и родителей группы. Современные образовательные технологии в коррекционно-образовательном процессе. 7. Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях; 31 8. Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии; 9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья; 10. Диагностика (оценка индивидуального психического развития) детей. 11. Взаимодействие всех педагогов ДОУ. 3.2.2. Организационные условия Программы (создание предметно-развивающей среды) Развивающая среда Коррекционные дидактические пособия, игры, наглядность, картотеки на развитие: Высших психических функций : Внимания Восприятия Памяти Мышления Воображения Связной речи и речевого общения Эмоционально-волевой сферы Мелкой и общей моторики Пространственная среда Зона для подгрупповых занятий Зона коррекции индивидуальных трудностей Зона игр для свободного доступа детей Зона хранения пособий, картотек Рабочее место педагога-психолога 32 3.2.3. Методическое обеспечение Программы Методическое обеспечение программы. Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих одноклассников: Конспекты занятий.- М.:ООО»Национальный книжный центр»,2011г. Афонькина Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2010г. Бавина Т.В., Агаркова Е.И. Детские страхи: Решение проблемы в условиях детского сада: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2011г. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011г Профилактика нарушений в поведении дошкольников: Материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ / Авт.-сост.: И.Н. Наревская, Н.Г.Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова.- 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2010г. Журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад». 00,2011г Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко Игры в сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2011г Как говорить , чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили./ А.Фабер, Э.Мазлиш.- М.: Эксмо,2014г. Дошкольная педагогика.№6 (101) /август/2014г. Петербургский научно-практический журнал.ООО «Издательство «Детсво –пресс» Диагностический журнал. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. – Волгоград. Издательство «Учитель», 2011г. Ш.Левис, Ш. Левис Ребенок и стресс.. –СПб.: Питер, 1997г. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «шаг навстречу».-СПб.:ООО «Издательство «Дество – пресс», 2012г. Хомякова Е.Е. Комплексное развивающие занятия с детьми раннего возраста.. СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2011г. Ананьева Т.В, Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. –СПб.: Детство-пресс,2011г. 33 Куликовская Т.А. Тренинги по сказкам –СПб.: Детствопресс,2012г. Тропинка к своему я. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М.-М.:Генезис, 2014г. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Игровые ситуации, игры, этюды: учебно-метод.пособие.- СПБ.: Детсво-пресс, 2012г. Педагогическая диагностика развития зрительного восприятия дошкольников.- СПБ.: Детсво-пресс, 2016г. О.М.Ельцова, Л.В. Прокопьева Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета.- СПБ.: Детсво-пресс, 2015г. Т.А. Грачева, В.А. Деркунская Театрализованный проект в развитии эмпатии старших дошкольников. .- СПБ.: Детсвопресс, 2017г. С.В.Рябцева, И.В. Спиридонова Формирование психологической готовности к школе. –М.: «Скрипторий», 2011г. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях /Доценко Е.В.- Волгоград: Учитель, 2010г. Дидактическое оснащение кабинета психолога: Кубики «Сложи узор» Логический поезд. Настольная игра Развиваем внимание Найди четвертый лишний 1,2ч. Игра Противоположности Подходит-не подходит Пазл Дуэт Логическая мозаика Логика и цифры Рамки –вкладыши Монтессори (2 шт) Истории в картинках Познайка «Обобщение» Познайка «Профессии» Сладкое,горькое, кислое, соленое Магнитный лабиринт Тестовые задания: готов ли ты к школе? Чтение Тестовые задания: готов ли ты к школе? Внимание Тестовые задания: готов ли ты к школе? Память Тестовые задания: готов ли ты к школе? Мышление Наглядное дидактическое пособие. Времена года 34 Подбери пару Из чего мы сделаны. Лото Азбука. Мозаика Дидактический материал. Овощи. Дидактический материал. Фрукты. «Клоуны» Чувства, эмоции. Наглядное пособие. Театр настроения Как избежать неприятностей Путешествие в мир эмоций. Настольная игра Сам себе сказочник .Настольная игра Умные шнурочки Деревянные пазл. Черепаха. Утята (я изучаю размер) Волчки Мозаика Набор кукол (семья) Деревянные кубики (дома, машинки) Кот-шнуровка Деревянная игрушка. Ежик. Шнуровка Деревянная игрушка. Мозаика. Деревенский дворик. Мягкий пазл. Конструктор. Веселый домик. Деревянные пазлы (3 шт) Игра для релаксации. Морское дно. Игрушки резиновые. Фланелеграф «Одень человека» Фланелеграф «Собери человека» Домашний кукольный театр (р.н.сказки) Игрушки мягкие. 35