Содержание. 1 Целевой раздел 3 стр. 1.1 Пояснительная записка 3 стр. 1.2. Цели и задачи реализации программы 4 стр. 1.3 Принципы и подходы к формированию программы 5 стр. 1.4. Характеристики, значимые для реализации программ 6 стр. 1.5. Планируемые результаты освоения Программы детьми 9 стр. 1.6. Система оценки результатов освоения рабочей программы 9 стр. (мониторинг) 2 Содержательный раздел 2.1. Принципы воспитания и обучения детей с нарушениями 10 стр. речи 2.2. Содержание коррекционно-логопедической детьми разного уровня речевого развития 2.3. Перспективно-тематическое планирование 2.4. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и 25 стр. специалистами 2.5. Взаимодействие воспитанников 2.6. Содержание методической работы и самообразования 28 стр. 3. Организационный раздел 28 стр. 3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности в 28 стр. условиях логопедического пункта 3.2. Условия реализации программы 31. стр. 3.2.1. Психолого-педагогические условия 31 стр. 3.2.2. Организационные условия программы предметно-развивающей среды) 3.2.3. Методическое обеспечение программы 33 стр. Список литературы 34 стр. 10 стр. учителя-логопеда 2 работы с 12. стр. 23 стр. с семьями 27 стр. (создание 32 стр. 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОСДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов. Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию детей в обществе. Основным документом, на основе которого разработана Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителялогопеда в условиях логопедического пункта ДОУ (далее РП), является Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи ( общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет ( автор Н. В. Нищева). Рабочая программа разработана в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847); Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 N 72149) Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021) "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность" 3 Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации"; Разъяснения по вопросу регулирования рабочего времени учителей-логопедов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при выполнении ими должностных обязанностей. 24.11. 2020 ДГ-2210/07 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПин» 2.4.3049-13) Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников № 254. Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим ФФНР и ОНР, определяет содержание, структуру и организацию деятельности, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта. 1.2.Цели и задачи реализации программы. Целью рабочей программы учителя-логопеда является построение системы коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте ДОУ, направленной на выравнивание речевого и психофизического развития детей с нарушениями речи и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Задачи программы: Осуществить коррекцию речевых нарушений у детей, опираясь на компенсаторные возможности каждого ребенка. Обеспечить преемственность в работе учителя-логопеда, воспитателей, музыкального работника, педагога-психолога по развитию основных составляющих развития речи ребенка, основывающихся на координации педагогического воздействия на процесс воспитания и обучения. Создать оптимальную систему коррекционного воздействия, изучив структуру речевого дефекта детей с диагнозом ФФНР и ОНР. Отслеживать результаты работы по развитию речи с последующим анализом. Создать условия для творческого речевого сотрудничества с родителями. Содержание коррекционной работы обеспечивает : - выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в речевом развитии; - осуществление индивидуально ориентированной логопедической , психологомедико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). - возможность освоения детьми с ОВЗ образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении. 4 1.3. Принципы и подходы к формированию программы. - принцип природосообразности, т.е.синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи; - онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме; - принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка; - принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса; - принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка; - принципы интеграции усилий специалистов; - принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей; - принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала; - принцип постепенности подачи учебного материала; - принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях. - принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; - принцип обеспечения активной языковой практики. Основной формой работы с детьми является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, интегрированные занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных рабочей программой коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта ДОУ, обеспечивается благодаря комплексному подходу интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, медицинского работника, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников. 1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализации рабочей программы. Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя- логопеда в условиях логопедического пункта ДОУ разработана для воспитания и обучения дошкольников с такими нарушениями речи как фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) и общее недоразвитие речи (ОНР) всех уровней. 5 Характеристика речи детей с ФФНР. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР—это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно - фонематической формы. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний: Трудности в анализе нарушенных в произношении звуков; При сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; Невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове. Основные проявления, характеризующие ФФНР: ● недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е.один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков«с», «ч»,«ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»; ● замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т»и «д», «р» заменяется на «л», «ш»заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»; ● смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску » говорит « старял стлагает дошку »; ● другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д. При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение словсостечением согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия выражается в: - нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи; -неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза; -затруднениях при анализе звукового состава речи. У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов: а) внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой; 6 б) объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал; в) отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д. Дети с ФФНР нуждаются в коррекционно-развивающей работе в условиях логопедического пункта ДОУ, которая учитывает все логопедические, физиологические и психолого-педагогические особенности дошкольников с ФФНР. Общая характеристика речи детей с общим недоразвитием речи. Дошкольники с общим недоразвитием речи — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности. Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.). В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.). При I уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. На II уровне речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных 7 цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков). III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетикофонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. Попрежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех - и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами. IV уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными. Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителялогопеда в условиях логопедического пункта ДОУ построена на основе общих закономерностей развития детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов в развитии психических процессов. Дети одной возрастной категории, посещающие логопедический пункт ДОУ, могут иметь качественно неоднородные уровни речевого развития. Поэтому при выборе индивидуального образовательного маршрута учитывается не только возраст ребенка, но и уровень его речевого развития, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка. 8 Таким образом, рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта ДОУ, разработанная в соответствии с ФГОС ДО и на основе примерной АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи (автор Нищева Н.В.), направлена на: ♦ охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее развитие, коррекцию нарушений речевого развития; ♦ обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения; ♦ раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе. В 2023-2024 учебном году зачислено на логопункт 25 детей. Из них: 20 детей с ФФНР; 4 детей с ОНР III уровня; 1 ребенок с ОНР I уровня. 1.5. Планируемые результаты освоения Программы детьми усвоить артикуляционные движения, способы сочетаемости звуков, ритмикоинтонационное оформление слов, фраз; отличать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. Планируемый результат освоения Программы — достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам и обеспечивающего его социальную адаптацию и интеграцию в обществе; предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием. Система оценки результатов освоения рабочей программы (мониторинг). Оценка индивидуального развития детей может проводиться учителем-логопедом в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка. Результаты этого мониторинга могут быть использованы только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности. Логопедическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для логопедической диагностики — речевые карты и индивидуальные образовательные маршруты, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития речи каждого ребенка. В ходе образовательной деятельности учитель-логопед создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Общая картина обследования позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия. 9 Данные мониторинга должны отражать динамику становления основных (ключевых) характеристик речи, которые развиваются у детей на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития основных (ключевых) характеристик речи, выявляя, имеет ли она не изменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности коррекционно-логопедической работы взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи. II. Содержательный раздел 2.1. Принципы воспитания и обучения детей с нарушениями речи. Содержание Рабочей программы коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта ДОУ направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с нарушением речи: 1. Структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое. Эффективность коррекционного процесса зависит от оптимальнорационального воздействия одновременно на всю систему, а не последовательноизолированно на каждый ее элемент. Принцип системного изучения всех психических характеристик конкретного индивидуума лежит в основе концепции Л. С. Выготского о структуре дефекта. Именно эта концепция позволяет системно проанализировать то или иное нарушение и организовать коррекционно-педагогическую работу с учетом структуры речевого дефекта. Наиболее полно этот принцип раскрывается в рамках деятельностной психологии, согласно которой человек всесторонне проявляет себя в процессе деятельности: предметно-манипулятивной, игровой, учебной или трудовой. 2. Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов. 3. Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности. С учетом данного принципа происходит объединение детей в малые группы и их обучение. 4. Принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам — концентрам. Речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности. После усвоения материала первого концентра воспитанники должны уметь общаться в пределах этой темы. Каждый последующий концентр предусматривает закрепление изученного материала и овладение новыми знаниями. Отбор языкового материала в рамках концентра осуществляется в соответствии с разными видами речевой деятельности. В пределах концентров выделяются микроконцентры, имеющие конкретную цель. 5. Принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному. В коррекционной работе с детьми (независимо от возраста) выделяются два последовательных этапа (подготовительный и основной), которые согласуются с содержанием педагогического воздействия по всем разделам программы. На подготовительном этапе формируются общефункциональные механизмы речевой и других видов деятельности (слуховое, зрительное восприятие, внимание и пр.). На основном этапе предусматривается формирование специфических механизмов речевой деятельности в соответствии образовательными задачами по другим направлениям коррекционноразвивающего процесса (произношение, лексика, грамматический строй и пр.). 10 6. Принцип коммуникативности. Согласно этому принципу обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним. Реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. Этот принцип предполагает использование на занятиях ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, применение коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям и творческим видам занятий, предусматривающим вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация. 7. Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания. 8. Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства личности, как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка. 9. Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности), а также аудиовизуальных методов обучения, мнемотехники, психокоррекции и пр. 10.Принцип сознательности обеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений. 11.Принцип активности обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности. 12.Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционноразвивающего обучения. Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что позволяет комплексно решать конкретные задачи во всех формах ее организации. Особое внимание уделяется построению образовательных ситуаций. Вариативные формы организации деятельности детей учитывают их индивидуально-типологические особенности. Коррекционноразвивающая работа проводится в процессе занятий, экскурсий, экспериментирования, подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых и театрализованных игр, коллективного труда и т. д. В современной дошкольной педагогике эти формы работы рассматриваются как взаимодействие ребенка и взрослого. Таким образом, коррекционная логопедическая работы по рабочей программе обеспечивает условия для гармоничного взаимодействия ребенка с окружающим миром в обстановке психологического комфорта, способствующего его физическому здоровью. При разработке рабочей программы коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта ДОУ учитывалось, что приобретение дошкольниками с нарушениямиречи социального и познавательного опыта осуществляется, как правило, двумя путями: под руководством педагогов (учителей-логопедов, воспитателей и других специалистов) в процессе коррекционно-развивающей работы и в ходе самостоятельной деятельности, 11 возникающей по инициативе детей. Программное содержание обеспечивает организацию и синтез разных видов деятельности, которые помогают ребенку овладевать средствами и способами получения элементарных знаний, дают возможность проявлять самостоятельность, реализовывать позицию субъекта деятельности. Это позволяет детям в игре, труде, общении усвоить некоторые общие понятия и затем перейти к выделению частных представлений и отношений. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с нарушениями речи в основном представляет собой игровую деятельность. Педагогический замысел каждого игрового занятия направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Все специалисты, работающие с дошкольниками с нарушениями речи, используют в разных формах организации деятельности детей именно игровой метод как ведущий. Много аспектное содержание коррекционно-логопедической работы, учитывающее особенности дошкольников с нарушениями речи, способствует грамотной организации коррекции отклонений в речевом развитии детей, дает возможность подключить к участию в педагогическом процессе смежных специалистов, родителей или лиц, их заменяющих, что может положительно сказаться на его сроках и эффективности. 2.2. Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми разного уровня речевого развития. Согласно ФГОС ДО: «Речевое развитие» включает: - владение речью как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Общее недоразвитие речи (ОНР) 1 уровня. Развитие импрессивной речи. Работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов. Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением. Учить понимать обобщающие слова (игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы, животные; дикие птицы, животные; цветы). Уточнять понимание личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они), притяжательных местоимений (мой, твой), притяжательных прилагательных (мамин, папин). Учить различать глаголы и прилагательные, противоположные по значению (надевать — снимать, завязывать — развязывать; большой — маленький, длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий). Учить понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения (в, на, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа). 12 Формировать различение количественных числительных (один, два, три). Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода (кот — коты, мяч — мячи, дом — дома, кукла — куклы, рука — руки), понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода в единственном числе в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах; имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к-, -ик-, -чик-,ок-, -чек-, -очк-, -ечк-, -ен-, -ят-). Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа глаголов (играет — играют, спит — спят); глаголы прошедшего времени по родам (сидел — сидела); возвратные и невозвратные глаголы (умывает — умывается). Работать над различением падежных форм личных местоимений (меня, мне, тебя, тебе). Воспитывать внимание к звукослоговой структуре слова. Учить различать на слух длинные и короткие слова. Формировать умение вслушиваться в речь. Развивать в ситуативной речи понимание простых предложений и коротких текстов. Развитие экспрессивной речи. Развитие экспрессивного словаря. Расширять, уточнять, активизировать номинативный словарь на основе обогащения представлений об окружающем по лексическим темам: семья, игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы и животные, дикие птицы и животные, транспорт, цветы, насекомые. Активизировать использование слов, обозначающих существенные части, детали предметов и объектов. Формировать глагольный словарь за счет активного усвоения глаголов по изучаемым лексическим темам. Ввести в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), величину (большой, маленький), оценку (хороший, плохой). Ввести в речь личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они). Обогатить активный словарь наречиями, обозначающими местонахождение предметов (там, тут, вот, здесь), сравнение (больше, меньше), количество (много, мало), оценку действий (хорошо, плохо), ощущения (тепло, холодно, вкусно). Формирование и совершенствование грамматического строя речи. Учить образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского родов в именительном падеже (кот — коты, мяч — мячи, дом — дома, кукла — куклы, нога — ноги). Формировать умение образовывать и использовать в речи формы имен существительных мужского и женского родов в винительном, родительном, дательном,творительном, предложном падежах (беспредложные конструкции), затем предложные конструкции с простыми предлогами со значением пространственного расположения, направления действия (в, на, у). Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к-, -ик-, -чик-, -ок-, -чек-, -очк-, -ечк-, -ен-, -ят-). 13 Формировать умение образовывать и использовать в речи формы повелительного наклонения глаголов в единственном и множественном числе (иди,идите), инфинитива (стоять, петь), глаголов изъявительного наклонения в единственном и множественном числе настоящего времени (стоит, стоят). Учить различать, образовывать и использовать формы глаголов прошедшего времени мужского и женского рода, единственного и множественного числа (упал, упала, упали). Обучать согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже (большой мяч, маленькая груша). Формировать умение образовывать, использовать в речи и согласовывать с именами существительными мужского и женского рода притяжательные прилагательные (мамин, папин). Формировать умение согласовывать числительное «один» с существительными в роде и числе в именительном падеже (один жук, одна кукла, одно ведерко). Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (моя книжка, мой мяч), правильно употреблять местоимения меня, мне. Формировать двусловное предложение (Дай мяч. Катя спит. Аня, иди. Я пою. Можно кубик?), фразы с прямым дополнением (Вова, дай мяч. Аня, нà кубик. Даня ест суп.) Формировать умение отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что это?), составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Дети спят. Мама варит суп.) Развитие фонематической системы речи Воспитывать внимание к звуковой стороне речи. Формировать умение различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] — [а], [и] — [у], [э] — [о], [и] — [о], [э]— [у]; гласные, близкие по артикуляции: [у]— [о]. Учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б]—[н], [м]—[т], [п]—[г] и т. п. Формировать умение различать слова, сходные по звучанию (кот — кит, бочка — точка, миска — киска). Развивать внимание к звукослоговой структуре слова в упражнениях на различение длинных и коротких слов; на простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова. Развитие фонетической стороны языка Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох. Развивать длительность речевого выдоха. Развивать силу, динамику и модуляцию голоса. Развивать подражание речевым звукам. Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикулирование (четкость произношения) гласных звуков [а], [о], [у], [и] и согласных раннего онтогенеза: [м], [м'], [н], [н'], [п], [п’], [т], [т’], [ф] [ф'], [в], [в'], [б], [б'], [к], [к'], [г], [г'], [х], [х']. Воспитывать правильный, умеренный темп речи. Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи. Развитие речевого общения и разговорной диалогической речи. Воспитывать потребность в речевом общении. 14 Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях. Формировать умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам. Учить отвечать на вопросы по предметной, сюжетной картинкам, по демонстрации действий. Развивать умение передавать содержание знакомой сказки по серии картинок с помощью логопеда. Заучивать небольшие песенки, потешки, стихотворения с опорой на картинки. Развивать эмоционально-выразительные жесты и мимику. Общее недоразвитие речи (ОНР) 2 уровня Развитие словаря Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы. Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия. Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных. Сформировать понимание простых предлогов. Сформировать понятие слово и умение оперировать им. Формирование грамматического строя речи Учить различать и употреблять существительные мужского, женского, среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже. Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях простыми предлогами. Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительноласкательными суффиксами. Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении. Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков. Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода. Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода. Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами. Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа Развитие просодической стороны речи Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Формировать навык мягкого голосоведения. Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду). Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию Голоса. Коррекция произносительной стороны речи 15 Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности. Работа над слоговой структурой слова Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова. Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных. Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой. Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием. Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза Сформировать умение различать гласные и согласные звуки. Научить выделять из ряда звуков гласные звуки. Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков. Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и] из слов; различать слова с начальными ударными гласными. Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, cлогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [ п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов . Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов, и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха). Научить подбирать слова с заданным звуком. Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями. Развитие связной речи и навыков речевого общения Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации. Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении. Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию. Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого. Формировать навыки пересказа. Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой. Общее недоразвитие речи (ОНР) 3-4 уровня Развитие словаря 16 Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов. Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам. Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия. Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами. Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам Какой? Какая? Какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением. Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов. Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи. Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи. Закрепить понятие слово и умение оперировать им. Формирование и совершенствование грамматического строя речи Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени. Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных суффиксами -онок-, енок-, -ат-, -ят-, глаголов с различными приставками. Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные. Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами. Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога). Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа. Развитие просодической стороны речи. Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Закрепить навык мягкого голосоведения. 17 Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением. Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса. Коррекция произносительной стороны речи. Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных, сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности. Работа над слоговой структурой слова Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных. Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры. Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов. Закрепить понятие слог и умение оперировать им. Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки. Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности. Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова. Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением). Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой — звонкий, твердый — мягкий. Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук. Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук. Развитие связной речи и речевого общения. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. 18 Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) Развитие словаря Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем. Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности; существительными, образованными от глаголов. Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами. Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова. Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей. Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттенками значений. Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами. Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий. Закрепить понятие слово и умение оперировать им. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами. Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами. Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности. Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным. Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных. Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени. Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами. Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины. 19 Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений. Закрепить знание некоторых правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза Развитие просодической стороны речи Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи. Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика. Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом. Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх. Учить говорить в спокойном темпе. Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. Коррекция произносительной стороны речи Активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата. Уточнить произношение звуков [j], [ц], [ч], [щ] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности. Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности. Работа над слоговой структурой слова, формирование навыков слогового анализа и синтеза Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных, закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения. Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост) и над двусложными словами с двумя стечениями согласных (планка) и введением их в предложения. Работать над трех-, четырех- и пятисложными словами со сложной звуко-слоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения. Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов. Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования. Познакомить с новыми звуками [j], [ц], [ч], [щ], [л], [л’], [р], [р’]. Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков. Развитие связной речи и речевого общения 20 Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения. Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану. Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов. Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика. Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием. 2.3. Перспективно-тематическое планирование. Планирование индивидуальной и подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического слуха и восприятия отражается в «Перспективно-тематическом планировании индивидуальной работы». Планирование подгрупповой работы по формированию лексико-грамматического строя речи развитие связной речи отражается в «Перспективно-тематическом планировании подгрупповой работы». Тематическое планирование коррекционной образовательной деятельности (по Нищевой Н.В.) для детей 5-7 лет. Сентябрь Комплексное логопедическое обследование 3 неделя Лексическая тема: «Фрукты –ягоды.» 4 неделя Лексическая тема: «Золотая осень. Осень в Забайкалье. Как мы следы осени искали.» Октябрь 1 неделя Лексическая тема: «Семья. Манеры поведения. Имена и фамилии. Родословная» 2 неделя Лексическая тема: «Нужные профессии. Откуда хлеб пришел?» 3 неделя Лексическая тема: «Одежда» 4 неделя Лексическая тема: «Наша столица Москва.» Ноябрь 1 неделя Лексическая тема: «Наша Родина – Россия. День народного единства.» 2 неделя Лексическая тема: «Мебель.» 3 неделя Лексическая тема: «Посуда» 4 неделя Лексическая тема: «Электроприборы. Мир технических чудес.» Декабрь 1 неделя Лексическая тема: «Зима. Зимующие птицы. Зима в Забайкалье» 2 неделя Лексическая тема: «Зимние забавы» 3 неделя Лексическая тема: «Мастерская Деда Мороза (подготовка к НГ)» 4 неделя Лексическая тема: «Здравствуй, Новый год» Январь 2 неделя Лексическая тема: «Чудеса зимы» 21 3 неделя Лексическая тема: «Домашние животные. Дикие животные. Животные Забайкальского края» 4 неделя Лексическая тема: «Животные Арктики, Антарктики » Февраль 1 неделя Лексическая тема: «Рыбы – речные, аквариумные. Морские обитатели» 2 неделя Лексическая тема: «Все профессии нужны- все профессии важны» 3 неделя Лексическая тема: «День защитника Отечества. Виды военной техники. Рода войск.» 4 неделя Лексическая тема: «Наш край – Забайкалье. Столица Чита» Март 1 неделя Лексическая тема: «Весна. Мамин праздник» 2 неделя Лексическая тема: «Комнатные растения» 3 неделя Лексическая тема: «Народная культура и традиции» 4 неделя : Каникулы Апрель 1 неделя Лексическая тема: «Неделя птиц» 2 неделя Лексическая тема: «Космос. Галактика. Космическая техника.» 3 неделя Лексическая тема: «Книжкина неделя» 4 неделя Лексическая тема: «Земля наш общий дом. День земли» Май 1 неделя Лексическая тема: «День Победы» 2 неделя Лексическая тема: «Транспорт. Виды транспорта ПДД» 3 неделя Лексическая тема: «Животные жарких стран» 4 неделя Лексическая тема: «До свиданья, детский сад» 22 Период I Сентябрь, первая ноября Перспективно-календарное планирование индивидуальной работы Звуковая сторона речи Основное содержание работы Произношение Фонематическое восприятие Выработка дифференцированных движений органов Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. октябрь, артикуляционного аппарата. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по половина Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых произношения сохранных звуков: гласные — [а], [у], звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке [и], [о], [э], [ы], согласные — [м] — [м’], [н] — [н’], слова, слуховой памяти. [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], Различение слогов, состоящих из правильно произносимых [ф] — [ф’], [д] — [д’], звуков. [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’] и т. д. Произнесение Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной Преобразование слогов за счет изменения одного звука. силой голоса и интонацией: Различение интонационных средств выразительности в чужой • изолированно; речи. • в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с Различение односложных и многосложных слов. Выделение различной интонацией, силой голоса, ударением; звука из ряда других звуков. воспроизведение ритмических рисунков, Выделение ударного гласного в начале слова, выделение предъявленных логопедом; произнесение различных последнего согласного звука в слове. Выделение среднего сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов); звука в односложном слове. • в словах; Практическое усвоение понятий «гласный — согласный» звук • в предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Автоматизация поставленных звуков; • изолированно; • в открытых слогах (звук в ударном слоге); • в обратных слогах; • в закрытых слогах; 23 • в стечении с согласными; • в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге II Продолжение работы над развитием подвижности Вторая половина органов артикуляционного аппарата. Постановка ноября — первая отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’]. половина февраля Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах (см. развитие речи). Автоматизация произношения вновь поставленных звуков: • изолированно; • в открытых слогах (звук в ударном слоге); • в обратных слогах; • в закрытых слогах; • в стечении с согласными; • в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге. Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся: • по твердости — мягкости [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’]; • по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д]; а также: • в обратных слогах; • в слогах со стечением двух согласных; • в словах и фразах 24 Определение наличия звука в слове. Распределение предметных картинок, названия которых включают: • дифференцируемые звуки; • определенный заданный звук. На этом же материале: • определение места звука в слове; • выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге; • осуществление анализа и синтеза прямого слога; • выделение согласного звука в начале слова; • выделение гласного звука в конце слова. Практическое знакомство с понятиями «твердый — мягкий звук» и «глухой — звонкий». Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове. Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания): • по твердости — мягкости ([м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’]; [г] — [г’]); • по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д]; • в обратных слогах; • в слогах со стечением двух согласных; • в словах и фразах; • составление предложений с определенным словом; • анализ двухсловного предложения; • анализ предложения с постепенным увеличением количества слов III Автоматизация поставленных звуков в собственной Составление схемы слова с выделением ударного слога. Вторая половина речи. Выбор слова к соответствующей графической схеме. февраля — май Дифференциация звуков по месту образования: Выбор графической схемы к соответствующему слову. • [с] — [ш], [з] — [ж]; Преобразование слов за счет замены одного звука или слога. • [р] — [л]; Подбор слова с заданным количеством звуков. • в прямых и обратных слогах; Определение последовательности звуков в слове (спеллинг). • в слогах со стечением трех согласных; Определение порядка следования звуков в слове. Определение • в словах и фразах; количества и порядка слогов в слове. • в стихах и коротких текстах; Определение звуков, стоящих перед или после определенного • закрепление умений, полученных ранее, на новом звука. речевом материале Составление слов из заданной последовательности звуков В итоге логопедической работы дети должны: правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи; четко дифференцировать все изученные звуки; называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове; различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне; овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов. 2.4.Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и специалистами Эффективность коррекционной воспитательно-образовательной работы определяется не только чёткой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, но и координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса. Также решаются следующие задачи: Профилактика вторичных и третичных нарушений в развитии ребенка. Предупреждения перегрузок у ребенка. Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам обучения детей с ОВЗ. Предоставление профессиональной помощи родителям. 25 Учительлогопед Воспитатель Педагогпсихолог Система взаимодействия специалистов Мониторинг уровня речевого развития детей (два раза в год). Составление и корректирование перспективных планов индивидуальных и подгрупповых занятий. Подгрупповые коррекционные занятия (фонетико-фонематические, лексико-грамматические, занятия по развитию фразовой и связной речи). Индивидуальные коррекционные занятия согласно перспективным планам индивидуальной логопедической коррекции. Координация коррекционной работы всех специалистов, работающих с группой: психолога, музыкального руководителя, физкультурного работника; сотрудничество с другими логопедами ДОУ. Преемственность в работе логопеда и воспитателя: взаимопосещения занятий с детьми, участие логопеда в подготовке и проведении мероприятий в группе, индивидуальные задания и упражнения логопеда для вечерних занятий воспитателя с детьми, отражение в тетради взаимосвязи текущей работы логопеда и эффективности вечерних индивидуальных занятий. Вовлечение родителей в процесс логопедической коррекции через детские логопедические тетради, наглядную агитацию в группе, открытые просмотры, собрания, консультации, беседы. Применение на занятиях по развитию речи дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи. Знание и использование в работе с детьми артикуляционных упражнений и их комплексов, грамматических упражнений, технологий развития фразовой и связной речи. Уточнение и обогащение детской лексики, акцентирование детского внимания на смысловой стороне слова или изречения во всех режимных моментах, сопровождение жизни детей в детском саду яркими эпитетами, образными сравнениями, метафорами, потешками, поговорками, стишками. Развитие просодической стороны речи при ознакомлении с произведениями художественной литературы. Учет индивидуально-типологических особенностей детей с нарушениями речи, развитие восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм мышления. Развитие познавательных интересов детей, расширение коммуникативных контактов с окружающими, усвоение норм и ценностей общения, принятых в обществе. Создание доброжелательной обстановки в группе, снятие переживаний, связанных с речевой неполноценностью, укрепление веры в собственные силы, формирование интереса к звучащей речи. Комментирование своей и детской деятельности (проговаривание вслух последующих действий, называние явлений, предметов и их частей). Систематический контроль во всех режимных моментах за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей. Развитие психических процессов, являющихся психологической основой речи: восприятия и ощущения, внимания и памяти, 26 воображения, словесно-логического мышления. Помощь в оречевлении своего эмоционального состояния и способов его улучшения. Включение в занятия психогимнастики в качестве фона для развития просодических компонентов речи. Формирование навыков общения в сказочных или придуманных сюжетах и инсценировках. Музыкальный Формирование музыкального слуха и внимания к неречевым звукам. руководитель Развитие двигательной памяти и координации. Включение в занятие музыкальных распевов на закрепление вызванных звуков и звукоподражаний. Использование музыкально-ритмических игр, логоритмических упражнений на согласование речи с движением. Работа над выразительностью мимики и жестов в музыкальных этюдах, над пластикой и темпом движения в музыкальных зарисовках. Обучение коммуникативным навыкам в играх-драматизациях. Инструктор по Преодоление нарушений общей моторики, координации движений. физической Формирование правильного физиологического дыхания и культуре фонационного выдоха с помощью специальных гимнастик. Включение в занятия элементов фонетической ритмики на закрепление навыков правильного произношения звуков. Широкое использование текстовых игр и упражнений на согласование речи с движением. Речевое сопровождение всех спортивных заданий и движений. Развитие связности высказывания путем объяснения детьми правил игры, последовательности и способа выполнения упражнений. Обучение пространственным ориентировкам в играх и упражнениях. Медицинский Медицинский контроль и профилактика заболеваемости работник 2.5. Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников В течение года осуществляется регулярное и систематическое информирование родителей (законных представителей) о ходе коррекционно-образовательного процесса, осуществляются индивидуальные консультации, даются рекомендации для родителей по закреплению речевых навыков дома, полученных на занятиях через тетради взаимодействия логопеда, воспитателей и родителей. При анализе контингента семей выявлено, что дети группы воспитываются в семьях различного социального статуса, что учитывается при организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в ДОУ, установление взаимопонимания и создание условий для эффективного сотрудничества с родителями воспитанников: Родительские собрания: Сентябрь Ознакомление с итогами логопедического обследования, перспективными планами подгрупповой и индивидуальной работы Январь Ознакомление с итогами промежуточной диагностики. Рекомендации по речевому поведению в семье, необходимостью систематического контроля за произношением звуков и за аграмматизмами речи, знакомство с 27 с положительным семейным опытом участия родителей в коррекционном процессе. Выяснение логопедических затруднений родителей Май Подведение годовых итогов, рекомендации на лето Индивидуальные и подгрупповые консультации: рекомендации по выполнению артикуляционных и дыхательных упражнений, грамматических заданий, исправлению нарушений слоговой структуры слова; рекомендации по преодолению психологических проблем ребенка; обучение работе с логопедической тетрадью дома; ознакомление родителей с приемами звуко-слогового анализа и синтеза; ознакомление родителей с этапами обучения грамоте детей-логопатов; ознакомление родителей с формированием мотивации к исправлению речи.. Пропаганда логопедических знаний среди родителей: ширмы, папки-передвижки, диски с рекомендациями по конкретной речевой проблеме, логопедическая библиотечка, детская логопедическая тетрадь (ознакомление с текущей работой логопеда и приемами коррекции, постепенное воспитание школьных качеств). Дни открытых дверей (для родителей вновь поступающих детей): ознакомление с системой преодоления речевых нарушений в детском саду на стендах и в индивидуальных беседах и экскурсиях по саду; предоставление информации о программе ДОУ; консультирование по интересующим родителей вопросам. 2.6. Содержание методической работы и самообразования. Методическая деятельность логопеда ДОУ включает в себя: разработку методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям; перспективное планирование; изучение и обобщение передового опыта; участие в работе методических объединений учителей-логопедов; обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.); поиск наилучших средств коррекции речи детей; изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи; самообразование; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи. 3. Организационный раздел 3.1.Организация коррекционно-развивающей логопедического пункта деятельности в условиях График работы учителя-логопеда Каменских Надежды Владимировны на 2023_2024 учебный год ( в приложении) 28 Годовой план работы учителя-логопеда Цель работы: коррекция нарушений устной речи и профилактика нарушений письменной речи. Задачи: Своевременное выявление обучающихся с трудностями освоения образовательных программ. Коррекция и профилактика нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся. Консультативно-методическая работа с родителями, педагогами. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Оснащение логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом. Повышение уровня профессиональной квалификации. № I 1 2 3 4 Направление деятельности Время проведени я Оформление результатов Диагностическая деятельность Логопедическое обследование обучающихся с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом 1.09–15.09 развитии, выявления уровня актуального речевого развития для обучающихся, комплектация групп Справка по итогам обследования речи обучающихся. Динамическое наблюдение за обучающимися в процессе коррекционного обучения В течение (анализ состояния устной речи учебного года обучающихся) Индивидуальные консультации с родителями – Журнал консультаций с родителями (законными представителями). Оформление направлений для прохождения ТПМПК Углубленное обследование устной речи обучающихся. Сбор медицинского и педагогического 15.09 -30.09 анамнеза, сведений о раннем развитии детей, имеющих нарушения речевого развития. Постановка заключения Участие в работе психологопедагогического консилиума по вопросам организации совместной деятельности Журнал обследования Речевые карты Протоколы заседания ППк. Справка по итогам обследования речи обучающихся Согласно 29 педагогов с обучающимися, графику имеющими нарушения развития ППк 5 Диагностика речевых нарушений В течение Журнал обследования по запросам учебного года 6 Анализ логопедической работы за 2023-2024 учебный год II Организационная работа 7 Планирование логопедической До 02.09 работы на учебный год Годовой план работы 8 Формирование подгрупп для До 16.09 занятий на текущий учебный год Приказ о зачислении обучающихся в подгруппы 9 Планирование занятий текущий учебный год Рабочая программа 10 Составление расписания работы 11 Ведение документации III Коррекционно-развивающая работа 12 Индивидуальная работа по В течение Журнал учета посещаемости коррекции и развитию устной учебного коррекционно-развивающих речи обучающихся года занятий Январь– май на До 16.09 Составление аналитического отчета Расписание логопедических занятий. График работы учителя-логопеда Журнал посещаемости В течение коррекционно-развивающих учебного занятий. года Журнал обследования. Списки зачисленных детей. Расписание коррекционноразвивающих занятий. График работы учителя-логопеда Циклограмма Речевые карты. Рабочие программы. Аналитические справки. Годовой отчет Журнал консультаций родителей Журнал направлений на ПМПК Журнал консультаций воспитателей До 16.09 Подгрупповые занятия по В течение Журнал учета посещаемости коррекции и развитию устной учебного коррекционно-развивающих речи обучающихся (см. года занятий перспективное планирование) IV Консультативно-просветительская работа 30 13 Оказание консультативноЖурнал учета консультаций методической помощи педагогам, родителям: выступления на родительских В течение собраниях по вопросам учебного организации коррекционной года работы с обучающимися; проведение систематических консультаций и индивидуальных бесед с родителями и учителями. 3.2. Условия реализации Программы 3.2.1. Психолого-педагогические условия Рабочая программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий: 1. Личностно-порождающее взаимодействие логопеда с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и жизненных навыков; учитываются обусловленные структурой нарушенного речеязыкового развития особенности деятельности (в том числе речевой), средств ее реализации, ограниченный объем личного опыта. 2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки. 3. Формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка, с учетом необходимости развития вербальных и невербальных компонентов развития ребенка в разных видах игры. 4. Создание соответствующей развивающей образовательной среды, способствующей всестороннему развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. 5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка. 6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.Консультативная поддержка педагогических работников и родителей группы. Современные образовательные технологии в коррекционнообразовательном процессе. 7. Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях; 8. Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии; 9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья; 10. Диагностика (оценка индивидуального речевого развития) детей. 11. Взаимодействие всех педагогов группы. Важным условием реализации рабочей программы является создание речевой развивающей среды. 31 Речевая развивающая среда – особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Речевая развивающая среда направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Цель построения речевой среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста. Задачи построения речевой развивающей среды: - обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью; - обеспечение богатства сенсорных впечатлений; - обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка; - обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций; - обеспечение возможностей для исследования и экспериментирования в языковой системе. В качестве компонентов речевой развивающей среды выделяются: - речь педагога; - методы и приемы руководства развитием разных сторон речи дошкольников; - специальное оборудование для каждой возрастной группы. Речевая развивающая среда подготовительной группы - грамотная речь педагога; - методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения: знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, умений грамотно отстаивать свою точку зрения; - методы и приемы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания: поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения; - организация восприятия с последующим обсуждением; - создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка с целью стимулирования детского словотворчества и повышения качества детских речевых высказываний. 3.2.2. Организационные условия Программы (создание предметноразвивающей среды) Развивающая среда Коррекционные дидактические пособия, игры, наглядность, картотеки на развитие: Словаря (импрессивного, экспрессивного) Грамматического строя речи (словообразование, словоизменение) Связной речи и речевого общения Слоговой структуры слова Фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза Мелкой и общей моторики Психических функций (памяти, внимания, мышления) По коррекции произносительной стороны речи (направленной воздушной струи, артикуляторных мышц, автоматизацию и дифференциацию звуков) Пространственная среда Зона для подгрупповых занятий Зона коррекции звукопроизношения Зона игр для свободного доступа детей Зона хранения пособий, картотек Рабочий место учителя-логопеда 32 3.2.3. Методическое обеспечение Программы Средства реализации рабочей программы коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта ДОУ Средства реализации рабочей программы учителя-логопеда — совокупность материальных и идеальных объектов: - демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые детьми); - визуальные (для зрительного восприятия), - аудийные (для слухового восприятия), - аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); - естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком); - реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные); С точки зрения содержания дошкольного образования, имеющего деятельностную основу, целесообразно использовать средства, направленные на развитие деятельности детей: • двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.); • игровой (игры, игрушки); • коммуникативной (дидактический материал); • чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); • познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образносимволический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.); • трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда); • продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования, в том числе строительный мате риал, конструкторы, природный и бросовый материал); • музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.). Для реализации программы применяются не только традиционные (книги, игрушки, картинки и др.), но и современные, а также перспективные дидактические средства, основанные на достижениях технологического прогресса (например, электронные образовательные ресурсы). Также следует отметить, что они должны носить не рецептивный (простая передача информации с помощью ТСО), а интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи повышает эффективность коррекционно-логопедического воздействия. 33 Список литературы: 1.Нищева Н.В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет/Издание3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОСДО.–СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2016.; 2.Нищева Н.В., Гавришева Л.Б., Кириллова Ю.А. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с 5 до 7 лет. СПб., ДЕТСТВОПРЕСС,2016.; 3.Нищева Н.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и рабочая программа учителя-логопеда.– СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи. С-П.: «Детство-пресс». 2004г. 5.Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет). С-П.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006г. 6.Основы логопедии : Учебное пособие для педагогических институтов / Филичева Т.Б., Чевелева Н.А.: «Просвещение». 1989г. 7.Филичева Т.Б. , Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетикофонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов для детей с нарушениями речи. М.: «МГОПИ» 1998г. 8.Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – Спб, 2004г. 9.Нищева Н.В. Парциальная программа «Обучение грамоте детей дошкольного возраста».- Спб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016г. 10. Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте 5-6 лет. М.: ТЦ «Сфера». 1996г. 11.Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду М.: «Сфера». 2004г. 12.Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников . С-П «Союз». 2001г. 13. Поваляева М.А. «Справочник логопеда». «Феникс». Ростов – на – Дону. 2002г. 14. Филичева Т.Б. , Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: «Просвещение».1987г. 15. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит». Спб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999г. 16.Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. Книгоиздательство «Сайма». 1993г. 34 35 36 37 38 39 40