РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАЗВИВАЙКА 2024-2025

АННОТАЦИЯ.
Дополнительная образовательная программа
по обучению детей чтению
предполагает: научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого
ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению,
активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой
культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.
Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов
образования, так как является частью процесса речевого развития. Параллельно с
обучением первоначальному навыку чтения создаются все условия для формирования у
детей грамотного письма в дальнейшем, т.к. программа предлагает упражнения на
развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического восприятия.
Преимущество данной программы в том ,что она не дублирует школьную программу и
позволяет избегать в процессе занятий метода «из под палки», что вызывает живой
интерес у детей и заряд положительных эмоций.
I. Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа написана в соответствии с
нормативными документами:
1. Концепция дошкольного образования детей (1989 г.);
2. Федеральный закон “Об образовании в РФ” июнь (2012 г.);
3. Концепция Л. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного
возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте – это развитие
способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать,
находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности,
а не только формирование знаний, навыков и умений.
4. Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития:
основной путь развития ребенка – это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми
для дошкольника формами и способами деятельности, – путь амплификации.
5. Концепция Д..Б Эльконина, основыванная на теории поэтапного формирования
умственных действий. Он считал, что “чтение есть воссоздание звуковой формы слова на
основе его графического обозначения”.
6. Исследования лингвистов, психологов, педагогов (Л.А. Венгер, С.В. Мухина,
Д.Б. Эльконин и др.) показали, что дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к
обучению грамоте, т.к. их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и
яркость воображения. В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике
накоплен определенный опыт по раннему обучению дошкольников чтению (Г. Доман,
Н.А. Зайцев, М. Монтессори, Л.Н. Толстой, П.В. Тюленев, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин
и др.).
НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Успешная учеба ребенка в начальных классах во многом зависит от общего
познавательноречевого развития его в дошкольном возрасте. «От того, как ребенку будет
открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не
только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и
связанной с ней орфографии» Д.Б. Эльконин. Необходима реализация единой линии
развития и обучение ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства.
Только такой подход может придать педагогическому процессу целостной,

последовательный и перспективный характер, что позволит школе опираться на развитие
ребенка, полученное им в дошкольном возрасте. Для осуществления преемственности
обучения грамоте дошкольников и обучению чтению в 1 классе составлена данная
программа, которая имеет обще развивающую направленность.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Актуальность программы определяются ее направленностью на создание условий
для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков. Для
успешного обучения необходимо, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным. От
того, насколько высока эта готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие
успехи в учебе. Основанием для создания программы «Обучение детей чтению» стало
проведение мониторинга среди родителей воспитанников старших и подготовительных
групп. В его ходе было выявлено, что спрос на дополнительные образовательные услуги
познавательно-речевой направленности (обучение чтению) составил 71,5%. Предлагаемая
методика обучения чтению по данной программе представляет собой один из возможных
вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы
качественного улучшения состояния подготовки детей дошкольного возраста к школе.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
Чтобы лучше понять, в чем же новизна и преимущества предлагаемой методики
обучения первоначальному навыку чтения, обозначим основные узловые моменты
обучения в сравнении с другими, основанными на традициях.
Предлагаемая методика обучения чтению
Традиционная методика обучения чтению
1. Обучение чтению происходит с опорой 1. Обучение чтению происходит на
на психофизиологическую основу этого языковой основе с опорой на знания по
навыка,
на
согласованную
работу фонетике, графике и т.д
зрительного,
акустического
и
кинестетического
(моторного)
анализаторов..
2. Обучение самому трудному навыку 2. Система обучения ориентирована на
ориентировано на уже сформировавшиеся у самое слабое звено
абстрактноребенка психические процессы – процессы понятийные, словесно-логические функции
восприятия.
сознания.
3. Самый простой и эффективный способ 3. Самый трудный и малодоступный для
обучения первоначальным навыкам – по понимания детьми способ – чтение по
подражанию с опорой на графические следам звуко-буквенного анализа.
знакиподсказки.
4. Умственное развитие происходит через 4. Умственное развитие осуществляется в
развитие наблюдательности, восприятия, процессе
аналитико-синтетической
всех видов памяти, мышления, воображения деятельности (с абстрактными понятиями).
(на доступном для детей материале).
5. Не нужен подготовительный период.
5. Не нужен подготовительный период.
6. Исключает возможность дублирования 6. Дублирует школьную программу
содержания, форм и методов школьной
программы.
Необходимо отметить, что предлагаемая методика обучения соответствует данным
о психологии чтения, разработанным профессором Т.Г.Егоровым и опубликованным им в

книге «Психология овладения навыком чтения» (Егоров Т.Г. Психология овладения
навыком чтения. М., 1953.). Эта работа и на сегодняшний день является очень и очень
актуальной. Уникальность этой книги заключается в том, что свои выводы автор сделал на
основании многолетних наблюдений за детьми. С исчерпывающими подробностями и
доказательствами в ней показан процесс формирования очень сложного и важного навыка.
Более детальной проработки данной темы нет ни в одном другом издании. Недаром
ссылки на профессора Т.Г.Егорова можно встретить у многих авторов.
Целью данной Программы является построение системы обучения чтению
дошкольников в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и
преемственность действий специалистов дошкольного образовательного учреждения и
родителей детей.
Для реализации поставленной цели определены следующие Задачи программы:
1. Развить умение работать с полным составом звуков и букв русского языка.
2. Обучить дошкольников поэтапно аналитико-синтетическому слиянию слоговых
сочетаний – чтению.
3. Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь
моделями.
4. Развить мыслительные процессы (элементы анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации), способность слышать и воспроизводить звуковой образ
слова, правильно передавать его звучание.
5. Учить применять полученные знания, умения и навыки впознавательной
деятельности.
6. Воспитать культуру общения, которая способствует умению излагать свои
мысли, чувства, переживания.
Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических
принципах:
1. принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение
программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному»,
«от простого к сложному обучения;
2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых
объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и
представлений в сознании дошкольников;
3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого
материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями,
соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
4. онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5–7 лет (1 год обучения)
Формы и режим занятий.
Основной формой работы с детьми является /занятие/, продолжительность
которого соответствует возрастным нормам детей: - дети 5-7 лет 2 раза в неделю до 35
минут (1 академический час); Состав группы 10 человек. Итоговые занятия в конце года.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Для проверки результативности проводится диагностика три раза в год (начальная,
промежуточная, итоговая), результаты которой позволяют определить степень усвоения
ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе.

Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются
диагностические методики: Методика «Графический диктант» (автор Д.Б.Эльконин).
К концу года обучения дети должны знать и уметь:
Чтение: делить слова на слоги; уметь составлять предложения из двух-четырех
слов; членить простые предложения на слова; определять место звука в слове; давать
характеристику звуку; самостоятельно составлять предложение; свободно пользоваться и
самим составлять звуковые схемы слов; давать характеристику звуку; уметь работать с
кассой букв; уметь пользоваться и применять средства просодических компонентов речи
(темп, интонация, паузация и др.); использовать в речи синонимы, антонимы,
существительные с обобщающим значением; точно отвечать на поставленные вопросы
педагога. находить слова с определенным звуком знать пословицы, поговорки,
скороговорки; уметь разгадывать ребусы, кроссворды; членить на слоги двух-,
трехсложные слова с открытыми слогами; составлять слова из слогов; делать звукобуквенный анализ слов; знать и называть все буквы алфавита; уметь составлять схемы
слов, предложений; устанавливать порядок звуков в слове; умеют пользоваться
слоговыми таблицами; указывают местонахождение гласных и согласных звуков в
прямом и открытом слогах и словах; овладевают сознательным, плавным чтением.
Письмо (печатание): учить печатать все буквы русского алфавита, слова, предложения.
Знать правила написания предложений. Уметь ориентироваться на листе бумаги.
Взаимодействие с родителями:
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению
невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников. Овладение
навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и
закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и
систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей
дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками
аналитико – синтетического слияния звуко-буквенных сочетаний. На протяжении всей
реализации содержания учебного материала программы родители являются
неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с
требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения
домашних заданий и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с
педагогом.
Основные правила для родителей по организации домашних занятий с
дошкольниками в процессе обучения чтению:
1.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма
познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно
проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры пособия.
3. Важна не длительность занятий, а их частота.
4. Будьте последовательными в обучении чтению.
5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок
дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.
6. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка
достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в
слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь
обратиться к логопеду.

7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического
напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с
разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).
8.Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого.
Ребенок имеет право не знать и не уметь. Будьте терпеливы!

II. Содержательный раздел
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ К ПРОГРАММЕ
Месяц

Занятие

часы Тема занятия

сентябрь

№1

2

№2

2

№3

2

№4

2

№5

2

№6

2

октябрь

Содержание занятия

Песенки Язычка и Учить
детей
правильно
страна «Буквария».
артикулировать звуки А, С, Ш, У.
Познакомить с понятиями «звук»,
«буква». Развитие внимания у
детей.
Развитие
памяти
и
слуховых навыков детей.
В стране
Упражнять детей в нахождении
«Букварии».
заданного звука в начале слова, в
Знакомство с
конце. Упражнять в различении
«Глазком» и
понятий
«звук»
и
«буква»
«Ушком»
Развитие внимания у детей.
Развитие памяти и слуховых
навыков детей.
Знакомство
с Продолжать учить детей находить
буквой «А»
место звука в словах (в начале, в
конце,
в
середине).
Познакомиться с буквой «А».
Развитие внимания у детей.
Развитие памяти и слуховых
навыков детей.
Знакомство с буквой Познакомить детей с буквой «Ш».
«Ш»
упражнять в нахождении места
звука в начале слова, в конце, в
середине. Развитие внимания у
детей.
Развитие
памяти
и
слуховых навыков детей.
Знакомство с буквой Учить артикулировать звук «Р»,
«Р»
слышать его в словах, выделять,
определять место в словах.
Познакомить с буквой «Р».
Развитие внимания и памяти у
детей. Развитие внимания у детей.
Развитие памяти и слуховых
навыков детей.
Знакомство с буквой Закрепить знания детей об
«У».
изученных уже буквах: А, Ш,Р.
Продолжать
развивать
фонематический
слух.
Познакомить с буквой «У»

ноябрь

декабрь

№7

2

Закрепление знаний
о буквах: А,У,Ш,Р

№8

2

Знакомство с буквой
«М»

№9

2

Знакомство с буквой
«К»

№ 10

2

Знакомство с буквой
«Т»

№ 11

2

Знакомство
с
буквами «И» и «О»

№ 12

2

Сказка о
гласных

№ 13

2

Знакомство
буквой «Ж»

№ 14

2

В гостях у братцев

братцах

с

Развитие внимания и памяти у
детей. Развитие внимания у детей.
Развитие памяти и слуховых
навыков детей.
Закрепить знания о пройденных
буквах. Учить читать простейший
слог: АУ. Ввести понятие о слове.
Развитие внимания у детей.
Развитие памяти и слуховых
навыков детей
Учить выделять звук «М» в
словах, названиях картинок, четко
его артикулировать. Познакомить
с буквой «М». Развитие внимания
у детей. Развитие памяти и
слуховых навыков детей.
Познакомить с буквой «К».
Развитие внимания у детей.
Развитие памяти и слуховых
навыков детей.
Продолжать
развивать фонематический слух
путем буквой «К» вычленения
звука из слова, четко его
произносить.
Развивать фонематический слух,
умение слышать звук «Т».
Познакомить с буквой «Т».
Развитие внимания у детей.
Развитие памяти и слуховых
навыков детей.
Продолжать
знакомство
с
гласными звуками, учить отличать
их от согласных. Познакомить с
буквами «И» и «О». Развитие
внимания у детей. Развитие
памяти и слуховых навыков детей.
Закрепить знания детей об
изученных буквах. Ввести новое
понятие, что звуки могут быть
твердыми и мягкими. Развитие
внимания, развитие памяти и
слуховых навыков детей.
Продолжать
развивать
фонематический
слух
детей,
выделять звук, определять его
место в слове, добиваться четкой
артикуляции.
Познакомить
с
буквой
«Ж».
Продолжать
развивать речевые и слуховые
навыки у детей, тренировать
память и внимание.
Повторить
знакомые
буквы,

гласных

январь

февраль

№ 15

2

Знакомство
буквой «Д»

с

№ 16

2

Знакомство
буквой «Ы»

с

№ 17

2

Знакомство
буквой «Л»

с

№ 18

2

Знакомство
буквой «С»

с

№ 19

2

Знакомство
буквой «З»

с

№ 20

2

Знакомство
буквой «В»

с

№ 21

2

Знакомство
буквой «Б»

с

№ 22

2

Знакомство
буквой «Н»

с

закрепить понятие о гласных и
согласных звуках, о твердых и
мягких. Продолжать развивать
речевые и слуховые навыки у
детей, тренировать память и
внимание.
Развивать фонематический слух
детей, выделять звук из слова,
определять его место в слове,
четко
артикулировать.
Познакомить с буквой «Д».
Продолжать развивать речевые и
слуховые
навыки у детей,
тренировать память и внимание.
Закрепить
знания
об
уже
изученных буквах. Познакомить с
буквой
«Ы»
упражнять
в
различении гласных звуков «И» и
«Ы». Развитие внимания у детей.
Развивать фонематический слух,
умение выделять звук в слове,
определять
его
место.
Познакомить с буквой «Л».
Развитие внимания у детей.
Развитие памяти и слуховых
навыков детей.
Развивать фонематический слух
путем выделения звука в слове,
определения его места в слове.
Познакомить с буквой «С».
Развитие внимания у детей.
Развитие памяти и слуховых
навыков детей.
Развивать фонематический слух.
Познакомить с буквой «З».
Развитие внимания у детей.
Развитие памяти и слуховых
навыков детей.
Упражнять в артикуляции звука
«В». Познакомить с буквой «В».
Развитие внимания у детей.
Развитие памяти и слуховых
навыков детей.
Развивать фонематический слух,
находить место звука в словах.
Познакомить с буквой «Б».
Развитие внимания у детей.
Развитие памяти и слуховых
навыков детей.
Выделять место звука в слове.
Познакомить с буквой «Н».
Развитие внимания у детей.

Развитие памяти
навыков детей.

март

апрель

№ 23

2

№ 24

2

№ 25

3

№ 26

2

№ 27

2

№ 28

2

№ 29

2

№ 30

2

Знакомство
буквой «П»

и

слуховых

с Учить слышать звук в словах,
выделяемых воспитателем силой
голоса. Познакомить с буквой «П»
Развитие внимания у детей.
Развитие памяти и слуховых
навыков детей.
Знакомство
с Продолжать
развивать
буквой «Г»
фонематический слух у детей
Умение слышать звук, выделять
его в слове, определять место
звука в слове. Развитие внимания
у детей. Развитие памяти и
слуховых навыков детей.
Обобщение,
Закрепить знания детей о буквах.
закрепление
Продолжать
развивать
материала.
фонематический слух у детей
Умение слышать звук, выделять
его в слове, определять место
звука в слове. Развитие внимания
у детей.
Знакомство
с Упражнять в умении слышать
буквой «Х»
звук. Познакомить с буквой «Х».
Развитие внимания у детей.
Развитие памяти и слуховых
навыков детей.
Знакомство
с Учить слышать звук, выделять,
буквами «Ю» и «Я» правильно его артикулировать.
Познакомить с буквами «Ю» и
«Я». Развитие внимания у детей.
Развитие памяти и слуховых
навыков детей.
Знакомство
с Учить слышать и выделять звук в
буквой «Ч»
словах, четко его артикулировать.
.Познакомить с буквой «Ч».
Развитие внимания у детей.
Развитие памяти и слуховых
навыков детей.
Знакомство
с Упражнять в артикуляции звука
буквой «Щ»
«Щ», определять его место.
Познакомить с буквой «Щ».
Продолжать развивать речевые и
слуховые
навыки у детей.
Тренировать память и внимание.
Знакомство
с Упражнять в выделение звука в
буквами «Е», «Ё»
разных словах. Познакомить с
буквами «Е», «Ё». Продолжать
развивать речевые и слуховые
навыки у детей. тренировать
память и внимание.

май

№ 31

2

№ 32

2

№ 33

2

№ 34

2

№ 35

2

№ 36

1

Знакомство
буквой «Ц»

с Развивать фонематический слух,
умение
слышать
звук.
Познакомить с буквой «Ц».
Продолжать развивать речевые и
слуховые
навыки у детей.
тренировать память и внимание.
Знакомство
с Различать гласные и согласные
буквами «Ф» и «Э» звуки. Познакомить с буквами
«Ф» и «Э». Продолжать развивать
речевые и слуховые навыки у
детей. Тренировать память и
внимание.
Мягко.
Буква Различать гласные и согласные
мягкий знак Ь
звуки. Познакомить с буквами «Ь»
. Продолжать развивать речевые и
слуховые навыки у детей.
Тренировать память и внимание.
Твердо.
Буква Различать гласные и согласные
твердый знак Ъ
звуки. Познакомить с буквами
«Ъ» . Продолжать развивать
речевые и слуховые навыки у
детей. Тренировать память и
внимание.
Повторение Ь и Ъ Обобщение материала. Различать
знак в словах
гласные и согласные звуки.
Познакомить с буквами «Ь» и
«Ъ».
Продолжать
развивать
речевые и слуховые навыки у
детей. Тренировать память и
внимание.
Итоговое занятие
Обобщение материала

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятия строятся по схеме:
1.Артикуляционная гимнастика или разминка.
2. Фронтальная работа с азбукой большого формата и магнитной азбукой.
3. Сюрпризные моменты, элементы игры или словесные игры.
4. Физкультминутка.
5. Индивидуальная работа детей с разрезными азбуками (работа с загадками).
6. Всевозможные игры и упражнения.
7. Рабочие листы.
8. Творческие занятия (рисование, лепка)
9. Итоги.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В качестве форм организации образовательного процесса применяются:
1. Дидактическая игра
2. Игры-задания
3. Создание игровых ситуаций

4. Сюрпризные моменты
5. Использование аудио техники
6. Творческая работа (рисование, лепка)
7. Работа в тетрадях
8. Открытые занятия для родителей
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОГРАММЫ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Применение методики на различных этапах обучения чтению: Сложный процесс
формирования навыка чтения распадается на ряд этапов, каждый из которых
характеризуется своими задачами и приемами овладения.
В процессе формирования следует выделить 4 основные этапа:
1. Овладение звуко-буквенными обозначениями;
2. Овладение слиянием букв в слоги разной степени трудности;
3. Овладение умением читать и одновременно понимать смысл читаемого слова;
4. Овладение умением читать и воспринимать прочитанные слова в качестве частей
какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.
Первый этап (Овладение звуко-буквенными обозначениями) следует рассматривать
как преимущественно практический. И в этой связи, по моему твердому убеждению,
преждевременно вводить в обучение элементы формальной теории языка и давать
фонетические сведения, которые имеют весьма опосредованное отношение к
элементарному декодированию. Практический подход к обучению чтению допускает и
некоторые отступления от научной строгости в подаче материала по графике русского
языка. Дети не нуждаются во введении алфавитных названий букв, обозначающих
согласные звуки. Более того, на первых порах даже требуется совмещение звукового
значения буквы с ее названием: название буквы должно подсказывать ребенку, как она
читается, т.е. какой звук обозначает, а ее возможная неоднозначность должна
раскрываться постепенно. Не учитывая этого, мы создаем дополнительные трудности для
ребенка: затемняется соотношение между звуками и буквами, провоцируется побуквенное
чтение (с чем учителя в своей практике встречаются постоянно!). Можно отсрочить и
фонетические сведения о многозначности букв Е, Ё, Я, Ю. Освоение прочтения будет
осуществляться на практической основе. Итак, первое, чему необходимо научить ребенка,
это умению отличать одну букву от другой, узнавать изображение букв и читать их.
Между звуком и буквой не будет никаких других графических посредников. Не будет и
подготовительного к чтению периода, который является обязательным при традиционном
подходе. Предъявляя одновременно графический символ (букву) и звук, мы накладываем
на букву не только звучание, но и определенный речемоторный акт. А значит, сразу же
включаем в работу психофизиологические механизмы письменной речи. Программа
предусматривает следующий порядок введения букв: А, О, С, Н, М, У, Т, К, Ы, Л, В, Д, П,
Р, И, З, Б, Г, Е, Ч, Ш, Я, Ё, Ж, Й, Ф, Ю, Ц, Щ, Х, Э, Ь,Ъ. В первый месяц обучения (самый
трудный!) – это гласные буквы, хорошо знакомые детям (А,О), и согласные буквы,
акустические данные и артикуляционный уклад которых будет облегчать детям прочтение
слогов, типа «С+Г». Например, у звуков Н, М преобладает тон голоса, поэтому их легко
будет произносить в сочетании с гласными. При произнесении звука «С» в открытом
слоге губы принимают положение, свойственное им при произнесении гласного, который
следует за согласным.

Далее – принцип частотности употребления в словах. Главная конечная цель
второго этапа обучения (слияние букв в слоги)– закрепить связи между видом слога и его
произнесением. Проблема слияния, давно привлекавшая внимание ученых-лингвистов,
методистов и учителей, не потеряла своей актуальности и до сегодняшнего дня. Как
показывают наблюдения, процессы слияния звуков в слоги по трудности не только не
уступают, но значительно превосходят процессы выделения звуков. А именно здесь, на
этом этапе, рождается большинство трудностей, с которыми ребенок иногда не в
состоянии справиться на протяжении всей жизни. Эту трудную для детей работу следует
сделать наиболее доступной и понятной.
В методике насчитывается несколько приемов, специально рассчитанных на
облегчение детям слияния звуков. Однако самым эффективным, на мой взгляд, является
способ обучения прочтению слияний по подражанию. Устная речь, как известно,
развивается у ребёнка в процессе подражания. Подражание — главная форма, в которой
осуществляется влияние взрослого на развитие речи ребёнка. Таким образом, постепенно,
через механическое, а позже, и сознательное подражание ребенок переходит к спонтанной
речи как сознательному акту индивидуального общения. Вполне логично предположить,
что обучение прочтению слияний по подражанию — наиболее естественный
методический приём, вводящий ребенка в мир грамотности. Ребёнок овладевает этим не
теоретически, а чисто практически: он видит, как читает другой, подражает ему, в
процессе подражания улавливает механизм чтения и путём упражнений овладевает этим
механизмом. Поэтому обучение чтению сводится к показу элементов, из которых должен
строиться этот процесс, и всевозможным подсказкам, облегчающим ученику догадку,
открытие механизма перехода от элементов к результату. Одной из таких подсказок
являются наглядные ориентиры, по которым можно определить способ чтения (дуги и
точки). Уточним, что обозначают знаки-подсказки.
Дуга — согласная с последующей гласной.
Точка — это или гласная без предшествующей согласной, или согласная без
последующей гласной, или согласная с мягким знаком. Можно ещё более облегчить
задачу детям на начальном этапе обучения, если включить в процедуру чтения
согласованные движения руки и голосового аппарата. Суть в следующем: все движения
голосового аппарата увязываются с движениями руки по дугам и точкам, обозначенным
на читаемом материале. Подобный приём обучения избавляет ребёнка от так называемых
«мук слияния», значительно расширяет возможности чтения разноструктурных слов.
Можно с большой долей убеждённости говорить о том, что этот приём обучения
плавному послоговому чтению является наиболее простым и эффективным. С целью
качественного совершенствования и выработки автоматизированности этого сложного
речевого действия, Программа предусматривает целую систему тренировочных
упражнений. Выполняя их, ребенок сам (на практике!) осознает одну из самых важных
закономерностей языка – систему позиционных чередований, т.к. соотносит напечатанные
буквы, их сочетания с живыми звуками. На первых двух этапах путём специальных
упражнений мы поднимаем технику чтения до того уровня, при котором становится
возможным усвоение смысла читаемых слов. Слоги уже довольно свободно связываются с
соответствующими им звуковыми комплексами, теряют свою независимость и выступают
в качестве частей целого — слова. По мнению профессора Т.Г.Егорова, это становится
возможным лишь тогда, когда темп прочтения слова будет близок к темпу произнесения
слова в обычной живой речи. При слишком большой растянутости во времени слогов

читаемого слова у большинства детей не возникает смысловой догадки даже в том случае,
когда буквы совершенно правильно объединены в слоги и слоги произносятся в нужной
последовательности.
В связи с этим становится понятным огромное значение 2 этапа в формировании
навыка чтения. Если в результате тренировочных упражнений взрослому удается достичь
его главной цели (быстро узнавать и прочитывать слоги), то и объединение слогов в слова
не вызовет у ребенка больших затруднений. Поэтому он будет понимать и смысл
прочитанного. Ему не придется многократно повторять одно и то же. Быстрая реакция на
зрительное изображение приведет к увеличению скорости и эффективности чтения.
Хочется отметить, что в качестве основного материала для чтения в букваре использованы
именно слова. В процессе работы с ними у ребенка формируется фонематическое
восприятие. По мнению профессора Т.Г. Егорова, взаимосвязь слуховых, зрительных и
речедвигательных процессов проявляется во взаимной поддержке их друг другом. Такая
возможность не только слышать, но и видеть, проговаривать читаемое позволяет ребенку
устанавливать соотношение между звуками и буквами, порой самостоятельно,
руководствуясь интуицией, проникать в сущность перекодировки и вместе с тем
откладывать в памяти графические образы букв и слов. «Под влиянием длительных и
систематически проводимых упражнений связь между видимыми словами и их
произнесением настолько закрепляется, что приобретает автоматизированный характер и
становится навыком» (Т.Г. Егоров, Психология овладения навыком чтения, М., 1953, с.
24). Следовательно, в процессе развития фонематического восприятия можно идти (и это
оказывается гораздо более простым) от восприятия зрительного образа слова к его
звучанию, а не наоборот, как это принято в традиционной системе обучения. Хочется
обратить внимание на прочтение столбиков слов с одинаковыми гласными или слов,
имеющих одинаковое начало или конец. В столбиках слов можно увидеть, как получаются
новые слова при изменении одной или нескольких букв, наблюдать гнёзда родственных
слов. На последнем этапе обучения, когда дети учатся читать и воспринимать
прочитанные слова в качестве частей смыслового целого (словосочетания, предложения,
текста) зрительные процессы начинают нести не основную, а проверочную функцию.
Чтение большинства слов приближается к оптимальному темпу, который близок к темпу
слов в обычной живой речи учеников. Слова перестают быть одиночками и становятся
членами фразы. На этом этапе дети еще испытывают определённые затруднения в
понимании предложений. Раздвоение внимания зачастую приводит к ошибкам. Чтобы
избежать этого, Программа предусматривает выполнение детьми логических упражнений,
которые помогут в дальнейшем быстрейшему синтезу зрительного восприятия,
произнесения и понимания. За короткое время ребёнок не только должен успеть прочесть
слово, но и произвести определённую умственную работу: сопоставить, обобщить,
сгруппировать и т.д. Значительное место в облегчении понимания прочитанного
принадлежит наглядному материалу. Своим внешним видом и содержанием они
обязательно должны привлечь ребёнка. Во многих случаях наглядный материал не будет
соответствовать тому, о чём прочитал ребенок. Это несоответствие должно стимулировать
желание детей с наибольшей точностью понять прочитанное. Кроме того, умышленная
провокация взрослого — это приём, который создаёт дополнительный игровой азарт (не
попасться на удочку, разгадать хитрость взрослого), а также воспитывает волевое
внимание ребёнка — то, чего чаще всего недостаёт даже самым развитым и
подготовленным к школе первоклассникам. На занятиях можно использовать прием,

который издавна применялся при семейном обучении и который хорошо себя
зарекомендовал: слушание детьми чтения взрослого с попутным слежением за каждым
прочитанным словом. Таким образом, педагог сможет вводить детей в мир
художественной литературы, знакомить их с образцами устного народного творчества.
Последний этап самый длительный.
Выразительное чтение, по его мнению, - самая высокая форма чтения, переходящая
в искусство, и учиться этому дети будут очень и очень долго, вплоть до окончания школы.
В основе чтения материалов на занятиях лежит орфографическое проговаривание(!). При
этом, кроме зрительной, подключается ещё один вид памяти — слуховая. Может
возникнуть вопрос: окажет ли такое чтение отрицательное влияние на правильность
нашей орфоэпии? Нет. По мере овладения техникой чтения, когда всё больше заявляют о
себе смысл и эмоции, будет набирать силу орфоэпическое чтение. Ребёнок сам всё реже
будет использовать орфографическое чтение из-за его монотонности и замедленности.
Помимо этого, задачи периода обучения первоначальным навыкам чтения не
ограничиваются лишь этим. Материал для чтения будет чередоваться с упражнениями,
которые потребуют от детей выполнения заданий, связанных с развитием внимания,
памяти, мышления, связной речи.
В течении года используются на занятиях следующие игровые упражнения, игры и
задания:
1. «Кто внимательный?»
2. «Кто больше»
3. «Буквы»
4. «Слоговое лото»
5. «Дополни слог, слово»
6. «Перевёртыши»
7. «Узнай звук»
8. «Слоговой аукцион»
9. «Найди слово в слове»
10. «Третий лишний»
11. «Напиши кружочками»
12. «Слушай хлопки»
13. «Что общего»
14. «Бывает – не бывает»
15. «Хорошо – плохо»
16. «Скажи кто, что это?»
17. «Скажи кто так?»
18. «Что к чему?»
19. «Кто так говорит, делает?»
20. «Что общего?»
21. «Назови одним словом»
22. «Волшебный мешочек»
23. «Крылатое слово»
24. «Один – много»
25. «Пишущая машинка»
26. «Звуковая цепочка»
27. «Чего не стало»

28. «Раздели по группам»
29. «Рифмы»
30. «Чей голосок?»
31. «Подбери пару»
32. «Кто что подарил?»
33. «Наоборот»
34. «Сигнальщики»
35. «Рассыпанное слово»
36. «Узнай по описанию»
37. «Подбери слово»
38. «Синий – зелёный»
39. «Расшифруй слово»
40. «Повтори, не ошибись!»
41. «Кто где живёт»
42. «Заколдованные слова»
43. «Найди букву»
44. «Кто как двигается?»
45. «Назови ласково» 4
46. «Измени слово»
48«Придумай слово»
49. «Доскажи словечко»
50. «Звук заблудился»
51. «Закончи слово, предложение»
52. «Анаграммы»
53. «Времена года»
54. «Дни недели»
III. Организационный раздел. Техническое оснащение занятий.
1. подвижная азбука (магнитная доска с наборным полотном и буквами)
2. азбука (демонстрационная)
3. касса букв и слогов (раздаточный материал)
4. индивидуальные слоговые таблицы для чтения
5. карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и
названием этого предмета на другой; со словами; предложениями; текстом
6. «Мои первые буквы», «Весёлый алфавит»
7. плакаты «Алфавит», «Алфавит для малышей»
8. индивидуальные листы для печатания и письма
9. наглядный материал: игрушки, муляжи, шнурочки, природный материал,
бросовый материал, бутылочки для дыхательной гимнастики, султанчики. Таблицы со
слогами и словами
10. игры «Читаем сами», «Звуковая цепочка», «На какую букву», «Сказки»,
«Обобщающие понятия», «Что к чему?», «Кто где живёт?», «Наоборот», «Я учу буквы»,
«Глаголы в картинках», «Кто и что?», «Читаем и составляем слова», «Найди и прочитай»,
«Картинки, слова ,схемы», «Подбери действие», «Вокруг да около», «Разные картинки –
одинаковые слова», «Чтение», «Учим буквы», «Обучение грамоте», «Читаем сочетания
слов», «Речь», «Читаем слова слоги», «Читаем по слогам», «Истории в картинках».
11. наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи

ЛИТЕРАТУРА
Для педагога:
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. М., 1999
2. Бадулина.О.И. Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму. Линка-Пресс 2010
3. Белова И.К. Былич Р.В. и др. Программно – методическое оснащение коррекционно –
развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. М., 1998
4. Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993
5. Волина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991
6. Волков Б.С., Волкова Н.Б. Психологическое общение в детском возрасте: учебное
пособие. М.,1997
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ., 1997 8.
Выренцова А.С Подготовка к обучению. С-П., 1997
9. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки.
М., 2000
10. Дьяченко О.М., Астенькова Н.Ф, Булычева А.И. и др. Дети, в школу собирайтесь:
книга для воспитателей детского сада и родителей. М., 1997
11. Джежелей О.В. Помогайка М., 1994
12. - Н.С.Жукова «Букварь» Екатеринбург, 2002;
13. - Р.А.Жукова «Как научить ребёнка читать» Волгоград, 2010;
14. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. Спб., 1998
15. Игры и игровые упражнения с детьми дошкольного возраста. Киев 1995 16.
Калинина.И.Л.Игробукватека.Тверь 2015
17. Каюсов.А.Л. Научить читать?Просто!Нижний Новгород.,Методист 2012 18.
Колесникова Е.В. От звука к букве. М., 2008
19. Морозова П.Н. Обучение детей грамоте. Тула.,1993
20. Москаленко Н.И. Учим детей грамоте: пособие для воспитателей детских садов и
учителей начальной школы. Минск.,1998
21. М.Полякова «Как научить ребёнка читать» Москва, Айрис Пресс;
22. Петерсон Л.П., Холина Н.П. Раз ступенька, два – ступенька ч. 1,2, М.,2004 23.
О.М.Рыбникова «Обучение чтению и грамоте детей 6-7 лет»
24. Волгоград, 2010.
25. Скворцова.И.В.Логопедические игры для детей 4-6 лет.Москва 2008
26. Тумакова Г.А., Максакова А.И. Учите играя. М.,2003
27. Узорова.О.В., Нефедова.Е.А. Азбука. Москва, Астрель-Ермак 2003
28. Узорова.О.В. ,Нефедова. Е.А.Быстрое обучение чтению. Астрель 2002
29. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста
М.,Владос.,2002
30. Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения,
конспекты занятий) М., ТЦ «Сфера» 2006
31. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. М.,
2007
32. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать . С.П., 2008
33. Штенберг.Л.Ребус-метод.Начальное обучение чтению с помощью слоговых
пиктограмм.Санкт-Петербург2015

34. Яшина В.И., Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников. М., 2000
Для детей:
1.Калинина И.Л. Игробукватека. Тверь 2015
2.Узорова.О.В., Нефедова, Е.А. Быстрое обучение чтению. Астрель 2002
3.Книги по чтению «Читаем по слогам».
4.Игровые пособия по чтению.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».