01.01.2017
Чем полезна пальчиковая гимнастика?
Двигательные функции нашего организма находятся в тесном взаимодействии. Состояние общей моторной сферы влияет на развитие моторики пальцев рук. Движения руки, в свою очередь, стимулируют развитие артикуляционных движений, и тем самым влияют на качество звукопроизношения.
Таким образом, движения пальцев и кистей рук тесно взаимосвязаны с функцией речи. Исследования ученых убеждают, что рука – второй центр речи. Развитие речевой зоны в коре головного мозга идет параллельно с развитием тонких дифференцированных движений пальцев рук. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевого центра головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевого аппарата, что в конечном счете, стимулирует развитие речи.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания являются основной причиной функциональной незрелости коры головного мозга, неподготовленности к школьному обучению.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, способствующие преодолению речевого недоразвития и необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного практического опыта, развития навыков ручной умелости.
В процессе выполнения упражнений, направленных на развитие движений кистей и пальцев рук
- Повышается речевая активность ребенка
- Развивается речевой слух
- Улучшается качество выполнения артикуляционных движений
- Происходит ритмизация речи, улучшается ее четкость
- Развивается мыслительная деятельность
- Совершенствуются процессы внимания (концентрация, распределение)
- Развивается память (слухо – речевая, зрительная, тактильная, двигательная)
- Развивается воображение и фантазия ребенка
- Улучшаются моторные возможности ребенка в целом
- Развиваются осязательные ощущения
- Расширяются познавательные возможности
Упражнения и игры, направленные на развитие мелкой моторики (точных движений пальцев и кистей рук) должны проводиться регулярно несколько раз в день 2 - 3 и более минут по желанию ребенка.
Для этих целей полезны два вида упражнений:
1. Статические упражнения, направленные на создание и удержание «неподвижных поз». («Зайчик», «коза», «колечко», «вилка», «курочка» и др.) Ребенок учиться воспроизводить позу с открытыми, затем, с закрытыми глазами.
2. Динамические упражнения, сочетающиеся со стихотворными фразами (образец см. на стенде).
Развивать ручную умелость необходимо в процессе различных предметно – игровых действий:
- разминать пластиллин, глину;
- играть с песком, водой;
- рисовать в воздухе и на поверхности разными материалами (ручкой, пальцем, карандашом, мелками, красками…)
- вырезать ножницами;
- конструировать, выполнять поделки из бумаги;
- катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки, палочки;
- нанизывать пуговицы, шарики, бусины на нитку;
- наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на собственный палец, катушку;
- завязывать узлы на толстой веревке, шнурке;
- застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки;
- заводить механические игрушки;
- играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
- собирать пазлы;
- участвовать в пальчиковых, теневых и др. видах театров.
К 5 годам дети могут выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений пальцев рук:
- выполнять различные плетения из бумаги, ткани, тесьмы (коврики и др.);
- изготавливать бумажные бусы, поделки;
- осваивать вышивку, шитьё;
- осваивать технику изготовления фигурок путем выполнения определенных действий с бумагой (оригами).
- выполнять раскрашивание картинок с различными заданиями (раскраски по лексическим темам, раскраски с кодированием цвета, раскраски «наоборот», раскраски с дорисовыванием, раскраски по описанию);
- обводить контур (для детей 5 лет – обведение внутреннего контура, для детей 6 лет – внешнего);
- штриховать (горизонтальные, вертикальные, наклонные
- рисовать по клеточкам (продолжить строчку из простых рисунков – палочек, квадратиков, кружков, треугольников, помещающихся в одной клетке, затем 2*2 клетки; продолжить орнамент; рисунки по клеткам по лексическим темам; зеркальное срисовывание по лексическим темам, графические диктанты, восстановление орнамента).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.04.2019
Дата обновления: 26.04.2019
Дата публикации: 01.01.2017