Чем полезна пальчиковая гимнастика?

01.01.2017

Чем полезна пальчиковая гимнастика?

 

   

    Двигательные функции нашего организма находятся в тесном взаимодействии. Состояние общей моторной сферы влияет на развитие моторики пальцев рук. Движения руки, в свою очередь, стимулируют развитие артикуляционных движений, и тем самым влияют на  качество звукопроизношения.

 

    Таким образом, движения пальцев и кистей рук тесно взаимосвязаны с функцией речи.   Исследования ученых убеждают, что рука – второй центр речи. Развитие речевой зоны в коре головного мозга идет параллельно с развитием тонких дифференцированных движений пальцев рук. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевого центра головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевого аппарата, что в конечном счете, стимулирует развитие речи.

 

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.  Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Недостаточное  развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания являются основной причиной функциональной незрелости коры головного мозга, неподготовленности  к школьному обучению.

 

    Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, способствующие преодолению речевого недоразвития и необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного практического опыта, развития навыков ручной умелости.

 

    В процессе выполнения упражнений, направленных на развитие движений кистей и пальцев рук

  1. Повышается речевая активность ребенка
  2. Развивается речевой слух
  3. Улучшается качество выполнения артикуляционных движений
  4. Происходит  ритмизация речи, улучшается ее четкость
  5. Развивается мыслительная деятельность
  6. Совершенствуются процессы внимания (концентрация, распределение)
  7. Развивается память (слухо – речевая, зрительная, тактильная, двигательная)
  8. Развивается воображение и фантазия ребенка
  9. Улучшаются моторные возможности ребенка в целом
  10. Развиваются осязательные ощущения
  11. Расширяются познавательные возможности

    Упражнения и игры, направленные на развитие мелкой моторики (точных движений пальцев и кистей рук) должны проводиться регулярно несколько раз в день 2 - 3 и более минут по желанию ребенка.Хочу такой сайт

   

    Для этих целей полезны два вида упражнений:

     1. Статические упражнения, направленные на создание и удержание «неподвижных поз». («Зайчик», «коза», «колечко», «вилка», «курочка» и др.) Ребенок учиться воспроизводить позу с открытыми, затем, с закрытыми глазами.

     2. Динамические упражнения, сочетающиеся со стихотворными фразами  (образец см. на стенде).

  

     Развивать  ручную умелость необходимо в процессе различных предметно – игровых действий:

  1. разминать пластиллин, глину;
  2. играть с песком, водой;
  3. рисовать в воздухе и на поверхности разными материалами (ручкой, пальцем, карандашом, мелками, красками…)
  4. вырезать ножницами;
  5. конструировать, выполнять поделки из бумаги;
  6. катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки, палочки;
  7. нанизывать пуговицы, шарики, бусины на нитку;
  8. наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на собственный палец, катушку;
  9. завязывать узлы на толстой веревке, шнурке;
  10. застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки;
  11. заводить механические игрушки;
  12. играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
  13. собирать пазлы;
  14. участвовать в пальчиковых, теневых и др. видах театров.

 

     К 5 годам  дети могут выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений пальцев рук:

  1. выполнять различные плетения из бумаги, ткани, тесьмы (коврики и др.);
  2. изготавливать бумажные бусы, поделки;
  3. осваивать вышивку, шитьё;
  4. осваивать технику изготовления фигурок путем выполнения определенных действий с бумагой (оригами).
  5. выполнять раскрашивание картинок с различными заданиями (раскраски по лексическим темам, раскраски с кодированием цвета, раскраски «наоборот», раскраски с дорисовыванием, раскраски по описанию);
  6. обводить контур (для детей 5 лет – обведение внутреннего контура, для детей 6 лет – внешнего);
  7. штриховать (горизонтальные, вертикальные, наклонные
  8. рисовать по клеточкам (продолжить строчку из простых рисунков – палочек, квадратиков, кружков, треугольников, помещающихся в одной клетке, затем 2*2 клетки;  продолжить орнамент; рисунки по клеткам по лексическим темам; зеркальное срисовывание по лексическим темам, графические диктанты, восстановление орнамента).

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.04.2019

Дата обновления: 26.04.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».