01.01.2017
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Для четкого произношения звуков (артикуляции) нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция также связана с работой многочисленных лицевых мышц. Важное значение имеет и состояние органов дыхания для обеспечения голосообразования.
У детей, страдающих дизартрией, возникают трудности овладения нормальным звукопроизношением вследствие ограниченной подвижности речевого аппарата. Органы речи чрезмерно напряжены и работают замедленно, недостаточно точно, движения могут быть резко ограничены. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и координированной работы органов речи; выработку умения объединять простые движения в сложные, что необходимо для правильного произношения звуков.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
· Сначала упражнения выполняются медленно, перед зеркалом. После того, как ребенок освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать наводящие вопросы: «Что делают губы, язычок?» «Где язычок находится: вверху/внизу
· Затем темп выполнения упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
· Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5 – 7 минут, постепенно увеличивая время до 10 – 15 минут в зависимости от возраста, усидчивости и желания ребенка.
· Занятия должны нести положительный эмоциональный настрой. Необходимо следить, чтобы во время занятий ребенок не перенапрягался, и включать минутные паузы, во время которых полезно потянуться или откинуться на спинку стула.
· Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие дыхания, голоса.
Родителям необходимо помогать ребенку преодолевать речевые нарушения. А именно, своевременно выполнять домашние задания логопеда – применять ряд доступных упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляционного аппарата, пальцев рук, выработку внятной речи и закрепление речевых навыков, достигнутых на занятиях логопеда.
В этом случае работа по коррекции нарушенной речи будет эффективна. Помните, что четкое произношение звуков речи является основой для обучения чтению и письму.
Сказка о веселом язычке
Игра – рассказ
Кто живёт во рту у нас?
Может рассказать рассказ,
Может песни петь, кричать
И не любит он молчать,
Всё стрекочет, как сверчок!
Кто же это? – Язычок!
За алыми губами, за белыми зубами живет Веселый Язычок. Его домик - это рот.
Кто же прячет язычок?
Запирает на крючок?
Не дает гулять ему?
Так, что скучно одному.
Двери две – сначала губы,
Дверь вторая – это зубы.
Двери в домике могут открываться и закрываться.
(Описание упражнения: сжимать – разжимать губы, широко открывать – закрывать рот. Выполнять 5 – 8 раз)
Проснулся Веселый Язычок рано утром, открыл окошко и выглянул на улицу, а потом опять в домик спрятался.
(Описание упражнения:улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем его спрятать (рот не закрывать!)Повторить 4 – 5 раз)
Непоседа Язычок не сидит на месте. Он очень любопытный. Все ему хочется знать. Язычок открыл широко двери, посмотрел вниз:
нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз – к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 5 – 8 раз. Следить, чтобы во время выполнения упражнения рот был открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх)
Посмотрел язычок на часы, сколько времени? И закачался как маятник.
Влево – вправо, влево – вправо
Язычок скользит лукаво,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
(Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому, то к правому углу рта. Повторить 8 – 10 раз)
И решил язычок, что пора умываться. (Надуть щеки, «перегонять» воздух попеременно за левую – правую щеки. «Водичка булькает»).
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
Пусть болезни нас бояться,
Пусть они не ходят к нам.
А теперь, нужно зубки почистить (верхние и нижние).
(Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить»за нижними зубами под счет взрослого до 7- 8. Затем, поднять язычок вверх и почистить верхние зубы изнутри и снаружи. Рот при этом широко открыт. Повторить несколько раз).
Чищу зубы, чищу зубы
Я снаружи и внутри!
Не желтели, не темнели
Не болели чтоб они!
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
Посмотрел Язычок на себя в зеркало и удивился: «Ах, какой я лохматый после сна и умывания стал! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем, как он это делал?
(Улыбнуться, закусить язычок зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперед – назад, как бы причесывая его).
С волосами я дружу, их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа, а зовут меня… расческа.
Привел Язычок себя в порядок, причесался и отправился завтрак готовить
Начал язычок тесто месить и скалкой его раскатывать.
Давай, и мы поможем Язычку!
Тесто мнём, мнём, мнём,
Тесто жмём, жмём, жмём,
После скалочку возьмём,
Тесто тонко раскатаем,
Раз, два, три, четыре, пять –
Не пора ли вынимать?
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами: та – та – та.., пошлепать язык губами: пя – пя – пя.., закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
А теперь, давай покажем, какой у Язычка блинчик получился!
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму!
(Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет взрослого до пяти, затем, до десяти).
Только Язычок сел за стол, как услышал, что в траве у крылечка кто – то шуршит. Это был ёжик. Он бегал в траве по кругу : то в одну, то в другую сторону. Давай покажем, как бегал ёжик.
Описание упражнения: совершать круговые движения между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.
У меня в иголках шерстка
И в норе запасов горстка.
Лучше, ты меня не трожь!
Я – колючий серый ёж!
Пригласил Веселый Язычок Ёжика в гости к себе. Стали они блинчики есть с яблочным вареньем вкусным и ароматным. Так им было вкусно, что все губы перепачкали. Надо губы облизать.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем, нижнюю губу по кругу. Повторить 5 – 6 раз.
Блин мы ели с наслажденьем –
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Посмотри внимательно, всё ли варенье слизали? Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторять 5 – 8 раз.
А вот и самовар уже кипит, просит чай всех пить. Чай горячий, подуем на него. (Предлагаем подуть на кончик широкого язычка в межгубном положении, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи).
Пополоскали ротик после завтрака. А непоседа Язычок уже на улицу побежал гулять. Увидел, как дети во дворе на качелях качаются. И захотелось язычку на качелях весело вверх – вниз покачаться.
Сели дети на качели
И взлетели выше ели,
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
(Улыбнуться, открыть широко
рот, на счет « раз» опустить
кончик языка за нижние зубы,
на счет «два» - поднять язык за
верхние зубы.
Повторить 5- 10 раз).
Так высоко качался Язычок на качелях, что увидел вдалеке на лугу лошадку. Подбежал он к ней и попросил его прокатить. Сел Язычок на лошадку, крикнул: «Но!» и поскакал.
(Улыбнуться, широко открыть рот
Я веселая лошадка
щелкать языком громко, энергично.
Темная, как шоколадка.
Стараться, чтобы нижняя челюсть
Язычком пощелкай громко,
была неподвижна и «прыгал» язык.)
Стук копыт услышишь звонкий.
Увидел Язычок, что во дворе ребята собрались в футбол играть.
Остановил он лошадку. (Сильно подуть на сомкнутые губы, вызывая их вибрацию) Присоединился язычок к ребятам. Давай, и мы с тобой в футбол поиграем!
Слева - гол!
И справа – гол!!!
Начинается футбол!
Описание упражнения: рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку, так, чтобы за щекой надувались «мячики».
Поиграли ребята с Язычком, а потом решили соревнование устроить: кто дальше мяч загонит.
Описание упражнения: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох – через нос. Выдох – через рот. Следить, чтобы щеки не надувались.
Язычок оказался победителем соревнования. И вдруг, он понял, что очень устал – ведь день был такой длинный. Давай вспомним всё, что произошло с Язычком… А теперь Язычок ляжет отдыхать, укрывшись белым одеялом (расслабленный язык лежит между зубами, губы улыбаются).
Много может язычок:
Он и тонок и широк,
Может чашечкою быть,
Может петь и говорить,
Может цокать, как лошадка,
Может бегать без оглядки.
Хочет – в домике сидит,
Хочет – дверцы отворит,
На крылечко прибежит,
Влево – вправо поглядит.
Вверх он глянет, помолчит
Вниз заглянет – побежит
Во дворе в футбол играть,
На качелях всех качать.
Ну, а если он устал,
Снова в домике пропал…
Вот какой у нас дружок –
Добрый, славный язычок!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.04.2019
Дата обновления: 26.04.2019
Дата публикации: 01.01.2017