Для чего нужна артикуляционная гимнастика? (Сказка о веселом язычке)

01.01.2017

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

 

        Для четкого произношения звуков (артикуляции) нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция также связана с работой многочисленных лицевых мышц.  Важное значение имеет  и состояние органов дыхания для обеспечения голосообразования.

        У детей, страдающих дизартрией, возникают трудности овладения нормальным звукопроизношением вследствие ограниченной подвижности речевого аппарата. Органы речи чрезмерно напряжены и  работают замедленно, недостаточно точно, движения могут быть резко ограничены.    Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

        Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и координированной работы органов речи; выработку умения объединять простые движения в сложные, что необходимо для правильного произношения звуков.

 

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

 

·   Сначала упражнения выполняются медленно, перед зеркалом. После того, как ребенок освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать наводящие вопросы: «Что делают губы, язычок?» «Где язычок находится: вверху/внизу

·   Затем темп выполнения упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы  упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

·   Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5 – 7 минут, постепенно увеличивая время до 10 – 15 минут в зависимости от возраста, усидчивости и желания ребенка.

·   Занятия должны нести  положительный эмоциональный настрой. Необходимо следить, чтобы во время занятий ребенок не перенапрягался, и включать минутные паузы, во время которых полезно потянуться или откинуться на спинку стула.

·   Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие дыхания, голоса.

  

        Родителям необходимо помогать ребенку преодолевать речевые нарушения. А именно, своевременно выполнять домашние задания логопеда – применять ряд доступных упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляционного аппарата, пальцев рук, выработку внятной речи и закрепление речевых навыков, достигнутых на занятиях логопеда.

   

         В этом случае работа по коррекции нарушенной речи будет эффективна. Помните, что четкое произношение звуков речи является основой для обучения чтению и письму.

 

 

 

 

Сказка о веселом язычке

  

Игра – рассказ

Кто живёт во рту  у нас?

Может рассказать рассказ,

Может песни петь, кричать

И не любит он молчать,

Всё стрекочет, как сверчок!

Кто же это? – Язычок!

 

За алыми губами, за белыми зубами живет Веселый Язычок.   Его домик  - это  рот.

Кто  же  прячет   язычок?

Запирает   на   крючок?

Не  дает  гулять ему?

Так,  что  скучно  одному.

Двери  две – сначала губы,

Дверь  вторая  –  это зубы.

Двери в домике могут открываться и закрываться.

 

(Описание упражнения: сжимать – разжимать губы,  широко открывать – закрывать рот.  Выполнять 5 – 8 раз)

 

Проснулся Веселый Язычок рано утром, открыл окошко и выглянул на улицу, а потом опять в домик спрятался.

(Описание упражнения:улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем его спрятать (рот не закрывать!)Повторить  4 – 5  раз)

 

Непоседа Язычок не сидит на месте. Он очень любопытный. Все ему хочется знать.    Язычок открыл  широко  двери, посмотрел вниз:

 нет  ли луж?   А потом вверх: светит ли солнышко?

 

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз – к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 5 – 8 раз. Следить, чтобы во время выполнения упражнения  рот был открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх)

 

Посмотрел язычок на часы, сколько времени?  И закачался как маятник.

Влево – вправо, влево – вправо

Язычок скользит лукаво,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

(Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому, то к правому углу рта. Повторить 8 – 10 раз)

 

И решил язычок, что пора умываться. (Надуть щеки, «перегонять» воздух попеременно за левую – правую щеки. «Водичка булькает»).

 

Надо,       надо    умываться

По      утрам     и    вечерам,

Пусть болезни нас бояться,

Пусть  они  не ходят к нам.

А теперь, нужно зубки почистить (верхние и нижние).

(Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить»за нижними зубами под счет взрослого до 7- 8. Затем, поднять язычок вверх и почистить верхние зубы изнутри и снаружи. Рот при этом широко открыт. Повторить несколько раз).

 

Чищу   зубы,   чищу  зубы

Я   снаружи   и   внутри!

Не  желтели,  не темнели

Не  болели  чтоб  они!

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

 

Посмотрел Язычок на себя в зеркало и удивился: «Ах, какой я лохматый после сна и умывания стал! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем, как он это делал?

(Улыбнуться, закусить язычок зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперед – назад, как бы причесывая его).

С  волосами   я  дружу,    их   в   порядок  привожу.

Благодарна мне прическа, а зовут меня… расческа.

 

Привел Язычок себя в порядок, причесался и отправился завтрак готовить

                                 Начал язычок тесто месить и скалкой его раскатывать.

                   Давай, и мы поможем Язычку!

 

Тесто   мнём,   мнём,  мнём,

Тесто  жмём,  жмём,  жмём,

После    скалочку   возьмём,

Тесто     тонко     раскатаем,

Выпекать  блины поставим.Хочу такой сайт

Раз, два, три, четыре, пять –

Не   пора    ли     вынимать?

 

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами: та – та – та.., пошлепать язык губами: пя – пя – пя.., закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

 

А теперь, давай покажем, какой  у Язычка блинчик получился!

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму!

(Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет взрослого до пяти, затем, до десяти).

Только Язычок сел за стол, как услышал, что в траве у крылечка кто – то шуршит. Это был ёжик. Он бегал в траве по кругу : то в одну, то в другую сторону. Давай покажем, как бегал ёжик.

Описание упражнения: совершать круговые движения между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.

У меня в иголках шерстка

И в норе запасов горстка.

Лучше, ты меня не трожь!

Я – колючий серый ёж!

 

Пригласил Веселый Язычок Ёжика в гости к себе. Стали они блинчики есть с яблочным вареньем вкусным и ароматным. Так им было вкусно, что все губы перепачкали. Надо губы облизать.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем, нижнюю губу по кругу. Повторить 5 – 6 раз.

 

Блин мы ели с наслажденьем –

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

Посмотри внимательно, всё ли варенье слизали? Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторять 5 – 8 раз.

 

А вот и самовар уже кипит, просит чай всех пить. Чай горячий, подуем на него. (Предлагаем подуть на кончик широкого язычка в межгубном положении, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи).

Пополоскали ротик после завтрака. А непоседа Язычок уже на улицу побежал гулять. Увидел, как дети во дворе на качелях качаются. И захотелось язычку на качелях весело  вверх – вниз покачаться.

 

Сели дети на качели

И взлетели выше ели,

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

 

(Улыбнуться, открыть широко

рот,  на  счет « раз»  опустить

кончик  языка  за  нижние  зубы,

на счет «два» - поднять язык за

верхние зубы.

Повторить 5- 10 раз).

 

Так высоко качался Язычок на качелях, что увидел вдалеке на лугу лошадку. Подбежал он к ней и попросил его прокатить. Сел Язычок на лошадку, крикнул: «Но!» и поскакал.

(Улыбнуться, широко открыть рот 
Я    веселая    лошадка

щелкать  языком  громко,  энергично.

Темная,    как    шоколадка.

Стараться, чтобы нижняя челюсть

Язычком    пощелкай   громко,

была неподвижна и «прыгал» язык.)

Стук копыт услышишь звонкий.

 

Увидел Язычок, что во дворе ребята собрались в футбол играть.

Остановил он лошадку. (Сильно подуть на сомкнутые губы, вызывая их вибрацию) Присоединился язычок к ребятам. Давай, и мы с тобой в футбол поиграем!

 

Слева  - гол!

И справа – гол!!!

Начинается футбол!

 

Описание упражнения: рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку, так, чтобы за щекой надувались «мячики».

Поиграли  ребята с Язычком, а потом решили соревнование устроить: кто дальше мяч загонит.

Описание упражнения: вытянуть губы трубочкой  и дуть на ватный шарик. Вдох – через нос. Выдох – через рот. Следить, чтобы щеки не надувались.

 

Язычок оказался победителем соревнования. И вдруг, он понял, что очень устал – ведь день был такой длинный. Давай вспомним всё, что произошло с Язычком… А теперь Язычок ляжет отдыхать, укрывшись белым одеялом (расслабленный язык лежит между зубами, губы улыбаются).

Много       может       язычок:

Он    и    тонок     и     широк,

Может     чашечкою     быть,

Может   петь    и    говорить,

Может цокать, как лошадка,

Может  бегать  без  оглядки.

 

Хочет  –   в   домике  сидит,

Хочет   –   дверцы  отворит,

На     крылечко    прибежит,

Влево  –  вправо   поглядит.

Вверх  он глянет, помолчит

Вниз  заглянет   –   побежит

Во  дворе  в футбол  играть,

На   качелях    всех   качать.

Ну,    а    если     он     устал,

 Снова   в   домике  пропал…

Вот  какой  у  нас  дружок –

Добрый,   славный   язычок!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.04.2019

Дата обновления: 26.04.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».